Preview

Дискурс

Расширенный поиск

Культурные модели медиагорода

https://doi.org/10.32603/2412-8562-2019-5-5-28-40

Аннотация

Введение. В статье представлен культурологический анализ основных моделей медиагорода: технологической, экономической и социокультурной, раскрывающих его функционирование как устойчивой социокультурной системы и сфокусированных на доминирующих аспектах культуры. Особое внимание уделено социокультурной модели медиагорода, которая имеет наиболее важное значение для построения культурологической теории медиагорода.

Методология и источники. Методологически работа базируется на культурфилософском анализе проектов футурологов, прогнозистов, проектировщиков, изложенных в культурных текстах (статьях, архитектурных проектах, градостроительных планах и т. д.), кейсах внедрения медиатехнологий в городскую среду и исследовательской литературы (А. А. Пилипенко, И. Г. Яковенко, Р. Сильверстоун, С. Маккуайр, М. Кастельс, А. де Йон, М. Шуленбург).

Результаты и обсуждение. Модель медиагорода на современном этапе активно используется девелоперами, правительствами, корпорациями в различных вариациях и закрепляется в массовом сознании как культурная форма, ассоциирующая развитие, успех и процветание с использованием медиатехнологий в повседневной городской жизни. Все проекты медиагорода содержат в той или иной степени описание его трех основных моделей – технологической (основанной на убеждении, что медиатехнологии могут решить самые сложные проблемы городской среды), экономической (предлагающей новые экономические модели и решения, основанные на анализе самых разных, как правило, больших данных) и социокультурной (рассматривающей медиатехнологии как ключевой фактор улучшения качества жизни). Таким образом, результатом исследования является культурфилософская специфика каждой из моделей медиагорода.

Заключение. Социокультурная модель медиагорода формирует новую культурноантропологическую базу для новой городской культуры – культуры, основанной на использовании сетевых медиаустройств в повседневных практиках, затрагивающих практически каждый аспект жизни горожанина, и в первую очередь его культурные коммуникации и транзакции, которые и составляют культурный опыт личности или то, что мы и называем культурой.

Об авторе

А. В. Соловьев
Рязанский государственный университет имени С. А. Есенина
Россия

Соловьев Александр Васильевич – доктор философских наук (2010), профессор кафедры культурологии 

ул. Свободы, д. 46, Рязань, 390000



Список литературы

1. Бехманн Г. Современное общество: общество риска, информационное общество, общество знаний / пер. А. Ю. Антоновского, Г. В. Гороховой, Д. В. Ефременко и др. М.: Логос, 2010.

2. Пилипенко А. А., Яковенко И. Г. Культура как система. М.: Языки русской культуры, 1998.

3. De Jong A., Schuilenburg M. Mediapolis: Popular Culture and the City, Rotterdam, 010 Publishers, 2006.

4. MediaCity: Interaction of Architecture, Media and Social Phenomena / J. Geelhaar, F. Eckardt, B. Rudolf, S. Zierold, M. Markert (eds.), Weimar: Bauhaus-Universität Weimar, 2010.

5. Smart Palm. URL: http://smart-palm.com (дата обращения: 16.06.2019).

6. Маккуайр С. Медийный город: медиа, архитектура и городское пространство / пер. М. Коробочкина. М.: Strelka Press, 2014.

7. Майер-Шенбергер В., Кукьер К. Большие данные. Революция, которая изменит то, как мы живем, работаем и мыслим / пер. И. Гайдюк. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2014.

8. Mitchell W. J. E-topia: "Urban life, Jim--but not as we know it". Cambridge: MIT Press, 1999.

9. Mitchell W. J. Intelligent cities // UOC Papers. 2007. Iss. 5. P. 3–8.

10. Ито Т. Образ архитектуры электронной эпохи. URL: http://www.forma.spb.ru/magazine/ articles/d_014/main.shtml (дата обращения: 16.06.2019).

11. Weiner H. Media Architecture as Social Catalyst in Urban Public Spaces // MediaCity: Interaction of Architecture, Media and Social Phenomena. Weimar: Bauhaus-Universität Weimar, 2010. P. 95–140.

12. Ra S. Infrastructure: An Instrument of Urban Morphology // MediaCity: Interaction of Architecture, Media and Social Phenomena. Weimar: Bauhaus-Universität Weimar, 2010. P. 447–466.

13. Webster F. Theories of the Information Society. London, New York: Routledge, 2006.

14. Analytics: The real-world use of big data. N. Y., 2012. URL: http://www.informationweek.com/ pdf_whitepapers/approved/1372892704_analytics_the_real_world_use_of_big_data.pdf (дата обращения: 16.06.2019).

15. Big Data in Logistics. A DHL perspective on how to move beyond the hype. Troisdorf, 2013. URL: https://www.dhl.com/content/dam/downloads/g0/about_us/innovation/CSI_Studie_BIG_DATA.pdf (дата обращения: 16.06.2019).

16. Мак-Люэн М. Галактика Гутенберга: сотворение человека печатной культуры / пер. А. Юдина. К.: Ника-Центр, 2003.

17. Вирильо П. Машина зрения / пер. A. В. Шестакова. СПб.: Наука, 2004.

18. Ланир Д. Вы не гаджет. Манифест / пер. М. Кононенко. М.: Астрель: CORPUS, 2011.

19. Davies A, Fidler D., Gorbis M. Future Work Skills – 2020. Palo Alto: Institute for the Future for the University of Phoenix Research Institute, 2011. URL: http://www.iftf.org/uploads/media/SR1382A_UPRI_future_work_skills_sm.pdf (дата обращения: 16.06.2019).

20. Big data: The next frontier for innovation, competition and productivity. Washington: McKinsey Global Institute, 2011. URL: https://www.mckinsey.com/~/media/McKinsey/Business%20Functions/ McKinsey%20Digital/Our%20Insights/Big%20data%20The%20next%20frontier%20for%20innovation/MGI_ big_data_exec_summary.ashx (дата обращения: 16.06.2019).

21. Silverstone R. Media and Morality: On the Rise of the Mediapolis. Cambridge: Polity Press, 2006.


Рецензия

Для цитирования:


Соловьев А.В. Культурные модели медиагорода. Дискурс. 2019;5(5):28-40. https://doi.org/10.32603/2412-8562-2019-5-5-28-40

For citation:


Soloviev A.V. Cultural Models of Media City. Discourse. 2019;5(5):28-40. (In Russ.) https://doi.org/10.32603/2412-8562-2019-5-5-28-40

Просмотров: 368


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2412-8562 (Print)
ISSN 2658-7777 (Online)