ТРАНСФОРМАЦИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ПРАКТИК УЧАЩИХСЯ: ОТ АБИТУРИЕНТА ДО СТУДЕНТА
https://doi.org/10.32603/2412-8562-2019-5-2-68-77
Аннотация
Представлен социологический анализ тенденций трансформации образовательных траекторий старших школьников и студентов. Изучается удовлетворенность высшим образованием у молодежи в России и в сравнении с зарубежными исследованиями. В статье также представлены результаты лонгитюдного исследования старшеклассников и студентов некоторых российских вузов. Рассмотрены характерные особенности и преобладающие профессиональные ориентации. Российские студенты в целом довольны своим выбором и намерены продолжать учебу, хотя и хотели бы повысить эффективность профориентации. Будущие студенты делали свой выбор в получении образования осознанно, в рамках интересов и предпочтений. Большая часть из них не жалеет о выборе, считает свою профессию востребованной и планирует работать по специальности.
Об авторах
Е. Л. СамаринаРоссия
Самарина Екатерина Леонидовна - канд. социол. наук, ассистент кафедры социологии и политологии
С. П. Авдошина
Россия
Авдошина Софья Павловна - студентка кафедры инновационного менеджмента
Список литературы
1. Сайт Федеральной службы государственной статистики. Образование. URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/population/education/ (дата обращения: 12.01.2019).
2. ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 26.12.2012 г. №273-ФЗ (с изменениями на 01.09.2016 г.).
3. Рябоконь М. В. Социальные компоненты поведения абитуриентов (на примере классического университета): дис. … канд. социол. наук/ Нац. исслед. Нижегор. гос. ун-т им. Н. И. Лобачевского. Нижний Новгород, 2017.
4. Кузьмина Е. Профориентация: эффективность и качество// Высшее образование в России. 2002. №3. С. 24–31.
5. Строгецкая Е. В. Оценка деятельности университетов в контексте вызовов и рисков современной высшей школы России// Власть. 2013. №5. С. 26–29.
6. Botello J. Á., Chaparro E. M. S., Pérez D. E. R. Estudio de la satisfacción de los estudiantes con los servicios educativos brindados por Instituciones de Educación Superior del Valle de Toluca // REICE. 2015. Vol. 13, nо 2. Р. 5–26. URL: https://dialnet.unirioja.es/servlet/articulo?codigo=5124134 (дата обращения: 12.12.2018).
7. The Student Experience Survey 2018 results. URL: https://www.timeshighereducation.com/student/news/student-experience-survey-2018-results (дата обращения: 12.12.2018).
8. Compare student experience and graduate employment. URL: https://www.qilt.edu.au/ (дата обращения: 12.12.2018).
9. National Student Satisfaction and Priorities. URL: http://learn.ruffalonl.com/WEB2018StudentSatisfactionandPrioritiesReport_LandingPage.html (дата обращения: 12.12.2018).
10. Зотова В. А. К вопросу о внедрении студенческой оценки качества образования// European Social Science J. 2017. №1–2. С. 29–35.
11. Киселева М. В. Вовлечение обучающихся вуза в оценку и повышение качества образования// Вестн. КГУ им. Н. А. Некрасова. Сер.: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2016. Т. 22, №3. С. 142−147.
12. Сорокина Н. Д. Перемены в образовании и динамика жизненных стратегий студентов// Социол. исслед. 2003. №10. С. 56−57.
13. Чередниченко Г. А. Образовательные траектории и профессиональные карьеры (на материалах социологических исследований молодежи). URL: http://www.isras.ru/files/File/publ/Cherednichenko_Obrazovat_traektorii.pdf (дата обращения: 10.01.2019).
Рецензия
Для цитирования:
Самарина Е.Л., Авдошина С.П. ТРАНСФОРМАЦИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ПРАКТИК УЧАЩИХСЯ: ОТ АБИТУРИЕНТА ДО СТУДЕНТА. Дискурс. 2019;5(2):68-77. https://doi.org/10.32603/2412-8562-2019-5-2-68-77
For citation:
Samarina E.L., Avdoshina S.P. TRANSFORMATION OF STUDENT SOCIAL PRACTICES: FROM AN APPLICANT TO A STUDENT. Discourse. 2019;5(2):68-77. (In Russ.) https://doi.org/10.32603/2412-8562-2019-5-2-68-77