Preview

Дискурс

Расширенный поиск

ОСОБЕННОСТИ КОГНИТИВНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В ПРАКТИКЕ НАУЧНОЙ КОММУНИКАЦИИ

https://doi.org/10.32603/2412-8562-2018-4-3-3-9

Аннотация

Рассматриваются когнитивные аспекты коммуникативной практики в науке, актуализируется роль фоновых знаний в формировании междисциплинарного дискурса. Развивается представление об интеракционных доменах, фиксирующих концептуальную матрицу информационного обмена в разных формах научной практики. Выделены особенности когнитивного обмена под влиянием интеллектуальной моды и мультимедиа пространства. Подчеркивается конструктивная роль эпистемологической установки в ситуации case studies, когда дисциплинарные знания создают терминологический барьер. Показана базовая роль каузальной модели в конструировании научного дискурса.

Об авторах

О. Д. Шипунова
Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого
Россия


И. П. Березовская
Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого
Россия


Список литературы

1. Magnani L., Casadio C. Model-Based Reasoning in Science and Technology. Logical, Epistemological, and Cognitive Issues. Müncheberg: Springer International Publishing. 2016. DOI 10.1007/978-3-319-38983-7. Р. 205-218.

2. Кравченко О. А. Научная коммуникация: аспекты функционирования // Социально-гуманитарные знания. 2017. № 9. С. 86-91.

3. Коллинз Р. Социология философий: глобальная теория интеллектуального изменения. Новосибирск: Сибирский хронограф. 2002.

4. Kövesces Z., Metaphor. A Practical Introduction. Oxford: Oxford Univ. Press, 2010.

5. Чернявская В. Е. Научный дискурс. Выдвижение результата как коммуникативная и языковая проблема. М.: Ленанд. 2017.

6. Siepman D. Academic writing and culture: an overview of differences between English, French and German // Meta: Translators’ J. 2006. Vol. 51, № 1. Р. 131-150.

7. Маркова Л. А. Междисциплинарные исследования в контексте пространственных отношений // Философия науки. Вып. 11: Этос науки на рубеже веков. М.: ИФ РАН, 2005. С. 212-223.

8. Paulston C. B., Kiesling S. F., Rangel E. S. Handbook of Intercultural Discourse and Communication. Oxford: Wiley-Blackwell, 2012.

9. Кожемякин Е. А. Дикурс-анализ как междисциплинарный проект: между методологией и идеологией // Науч. ведомости БелГУ. Сер. «Гуманитарные науки». 2015. Т. 25, № 6 (203). С. 5-12.

10. Dijk van T. A. Discourse and context: A sociocognitive approach. Cambridge; New York: Cambridge Univ. Press. 2008.

11. Философия науки. Вып. 7: Формирование современной естественнонаучной парадигмы / отв. ред.: Л. Б. Баженов, С. Н. Коняев. М.: ИФ РАН, 2001.

12. Мамчур Е. А. Причинность и рационализм // Причинность и телеономизм в современной естественнонаучной парадигме. М.: Наука, 2002. С. 18-21.

13. Чернец В. Влияние через социальные сети. М.: Фокус-медиа, 2010.

14. Herring S., Stein D., Virtanen T. Pragmatics of Computer-Mediated Communication. Berlin; Boston: De Gruyter Mouton, 2013.

15. Козырев Д. Н. Век техники - век инструментального разума. СПб.: СЗФ РПА Минюста России, 2013.

16. Floridi L. A Defence of Constructionism: Philosophy as Conceptual Engineering // Metaphilosophy. 2011. Vol. 42, № 3. Р. 282-304.

17. Сокал А., Брикмон Ж. Интеллектуальные уловки. Критика философии постмодерна / пер. с англ. А. Костиковой и Д. Кралечкина. М.: Дом интеллект. книги, 2002.

18. Элиаде М. Оккультизм, колдовство и моды в культуре. М.: Гелиос, 2002.

19. Rosen L. D. Me, My Space, and I: Parenting the Net Generation. New York: Palgrave Macmillan. 2007.

20. Prensky M. From Digital Natives to Digital Wisdom: Hopeful Essays for 21st Century Learning. Thousand Oaks, CA: Corwin Press. 2012.

21. Шелонаев С. И. Медиапространство: опыт социологического анализа. СПб.: Астерион, 2012.


Рецензия

Для цитирования:


Шипунова О.Д., Березовская И.П. ОСОБЕННОСТИ КОГНИТИВНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В ПРАКТИКЕ НАУЧНОЙ КОММУНИКАЦИИ. Дискурс. 2018;4(3):3-9. https://doi.org/10.32603/2412-8562-2018-4-3-3-9

For citation:


Shipunova O.D., Berezovskaya I.P. ASPECTS OF COGNITIVE INTERACTION IN THE SCIENTIFIC COMMUNICATION PRACTICE. Discourse. 2018;4(3):3-9. (In Russ.) https://doi.org/10.32603/2412-8562-2018-4-3-3-9

Просмотров: 313


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2412-8562 (Print)
ISSN 2658-7777 (Online)