Preview

Дискурс

Расширенный поиск

КНИГА И ЧТЕНИЕ КАК ФОРМЫ ПРОИЗВОДСТВА КУЛЬТУРНОЙ ПАМЯТИ

https://doi.org/10.32603/2412-8562-2018-4-1-8-18

Аннотация

Исследуются различные теории, описывающие читателя как реципиента или предписывающие читателю определенный способ чтения, например, антропотехники, формирующие такие способности или компетенции, как сопереживание, рефлексия, самодисциплина. В результате выявляются типы активного и пассивного чтения, устанавливаются два вектора активного чтения: работа над собой ради производства текста и работа над текстом ради производства себя. Артикулируя свои страсти и желания, человек подчиняет их социально значимым кодам и нормам, а конституируя себя как субъекта чтения, человек производит культурную память и таким образом становится общественным, цивилизованным существом. Это приводит к выводу о необходимости сохранения искусства чтения в современную эпоху медиатехнологий.

Об авторах

С. А. Викентьева
Санкт-Петербургский государственный университет
Россия


Б. В. Марков
Санкт-Петербургский государственный университет
Россия


Список литературы

1. Выготский Л. С. Психология искусства. СПб.: Азбука-Аттикус, 2016. 448 с.

2. Асмус В. Ф. Чтение как труд и творчество // Вопросы теории и истории эстетики. М.: Искусство, 1968. С. 55-68.

3. Кавалло Г. От свитка к кодексу // История чтения в Западном мире от Античности до наших дней / ред.-сост. Г. Кавалло, Р. Шартье; пер. с фр. М. А. Руновой, Н. Н. Зубкова, Т. А. Недашковский. М.: Фаир, 2008. С. 161-189.

4. Киселева М. В. Дневник читателя и поэтика «страшного» // Вопр. философии. 2014. № 5. URL: http://vphil.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=970&Itemid=52 (дата обращения: 10.10.2017).

5. Фуко М. Технологии себя / пер. с англ. А. Корбут // Логос. 2008. № 2 (65). С. 96-122.

6. Фуко М. Герменевтика субъекта / пер. с фр. А. Погоняйло. URL: http://e-libra.su/read/353594-germenevtika-subekta.html (дата обращения: 10.10.2017).

7. Пигров К. С. Чтение и письмо как технологии «заботы о себе» // Межкультурные взаимодействия и формирование единого научно-образовательного пространства. СПб.: Изд-во Ресурс. центра соц.-гуманит. исследований СПбГУ. 2005. С. 27-48.

8. Эко У. Роль читателя. Исследования по семиотике текста / пер. с англ. и итал. С. Серебряного. СПб.: Симпозиум, 2007. 502 с.

9. Eco U. The Open Work. Cambridge: Harvard University Press, 1989. 285 p.

10. Усманова А. Р. Умберто Эко: парадоксы интерпретации. Минск: Пропилеи, 2000. 200 с.

11. Эко У. Шесть прогулок в литературных лесах / пер. с англ. А. Глебовской. СПб.: Симпозиум, 2002. 288 с.

12. Делез Ж. Различие и повторение / пер. с фр. Н. Б. Маньковской, Э. П. Юровской. СПб.: Петрополис, 1998. 384 с.

13. Луман Н. Самоописания / пер. с нем. А. Антоновский, Б. Скуратов, К. Тимофеева. М.: Логос; Гнозис. 2009. 320 с.

14. К обществам знания: Всемирный доклад ЮНЕСКО. Париж: Изд-во ЮНЕСКО, 2005.

15. Слотердайк П., Хайнрихс Г.-Ю. Солнце и смерть: диалогические исследования / пер. с нем. А. Перцева. СПб.: Изд-во Ивана Лимбаха, 2015. 608 с.

16. Risman D., Glaser N., Danney R. Lonely crowd. The study of american character. New York: Vail-Ballou Press, Inc., Binghamton, 1950. 315 pp.


Рецензия

Для цитирования:


Викентьева С.А., Марков Б.В. КНИГА И ЧТЕНИЕ КАК ФОРМЫ ПРОИЗВОДСТВА КУЛЬТУРНОЙ ПАМЯТИ. Дискурс. 2018;4(1):8-18. https://doi.org/10.32603/2412-8562-2018-4-1-8-18

For citation:


Vikentyeva S.A., Маrkov В.V. A BOOK AND READING AS FORMS OF CULTURAL MEMORY PRODUCTION. Discourse. 2018;4(1):8-18. (In Russ.) https://doi.org/10.32603/2412-8562-2018-4-1-8-18

Просмотров: 236


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2412-8562 (Print)
ISSN 2658-7777 (Online)