Современные российские спортивные байопики как репрезентация селективного отношения к советскому прошлому
https://doi.org/10.32603/2412-8562-2025-11-6-53-65
Аннотация
Введение. Современные отечественные фильмы о спортивных достижениях СССР становятся важным инструментом конструирования коллективной памяти и национальной идентичности. Целью статьи является анализ репрезентации советского прошлого в этих кинолентах через призму стратегии селективного использования истории.
Методология и источники. В исследовании применяется междисциплинарный подход, сочетающий концепцию повествовательной формы исторической репрезентации Х. Уайта, теорию ретротопии З. Баумана и модель селективной актуализации советского прошлого, разработанную В. С. Авдониным и др. Источниковую базу составили фильмы «Легенда № 17», «Движение вверх», «Чемпион мира», «Мистер Нокаут» и «Роднина». Теоретической основой послужили работы О. Ю. Малиновой, М. Липовецкого, Т. Михайловой, А. А. Дупак и др. исследователей.
Результаты и обсуждение. Выявлено, что в анализируемых фильмах происходит деидеологизация советского прошлого и его трансформация во внеисторический «культурный код» воли к победе. Через оппозицию «свой-чужой» образы спортивных чиновников как «внутренних врагов» и нарратив «мирной войны» конструируется коллективная память, легитимирующая современное политическое противостояние. Показана эволюция этих стратегий от ранних к более поздним фильмам.
Заключение. Установлено, что российский кинематограф, выступая инструментом культурной политики, формирует ретротопический образ прошлого, который замещает неопределенное будущее и предлагает зрителю чувство исторической безопасности и национальной гордости, основанное на селективно отобранных и художественно переработанных спортивных достижениях СССР.
Об авторах
К. О. ДобронравовРоссия
Добронравов Кирилл Олегович – кандидат философских наук (2023), доцент кафедры
театрального искусства и социокультурных процессов
ул. Красный путь, д. 36, Омск, 644072
И. Е. Гончар
Россия
Гончар Инга Евгеньевна – студентка (4-й курс) кафедры театрального искусства и социокультурных процессов
ул. Красный путь, д. 36, Омск, 644072
Список литературы
1. Бауман З. Ретротопия / пер. с англ. В. Л. Силаевой. М.: ВЦИОМ, 2019.
2. Липовецкий М., Михайлова Т. Больше чем ностальгия (поздний социализм в телесериалах 2010-х годов) // Новое литературное обозрение. 2021. № 3. С. 127–147.
3. Альтюссер Л. Идеология и идеологические аппараты государства (заметки для исследования) / пер. с фр. С. Рындина // Неприкосновенный запас. 2011. № 3 (77). URL: https://www.nlobooks.ru/magazines/neprikosnovennyy_zapas/77_nz_3_2011/article/18605/ (дата обращения: 24.10.2024).
4. Малинова О. Ю. Режим памяти как инструмент анализа: проблемы концептуализации // Политика памяти в современной России и странах Восточной Европы. Акторы, институты, нарративы / под ред. А. И. Миллера, Д. В. Ефременко. СПб.: Изд-во Европейского ун-та в СПб., 2020. С. 26–39.
5. Мельников С. Античный «спорт» // Логос. 2013. № 5 (95). C. 159–170.
6. Хейзинга Й. Homo ludens. Человек играющий / пер. с нидерл. Д. В. Сильвестрова. СПб.: Изд-во Ивана Лимбаха, 2011.
7. Дупак А. А. Образ советского человека в российском кино: социологический анализ // Вестн. СПбГУ. Социология. 2019. Т. 12, вып. 4. С. 385–402. DOI: 10.21638/spbu12.2019.406.
8. Исаев Е. М., Пожидаева И. В. Популярная история в современной России: мифы, образы и представления о прошлом в спортивном историческом фильме // Гуманитарный вектор. Сер. История. Политология. 2016. Т. 11, № 4. С. 128–136.
9. Советское прошлое в политической риторике современной России / В. С. Авдонин и др. / под ред. Ю. Г. Коргунюка, Е. Ю. Мелешкиной. М.: ИНИОН РАН, 2024.
10. Мазур Л. Н. Образ прошлого: формирование исторической памяти // Известия УрФУ. Сер. 2. Гуманитарные науки. 2013. № 3 (117). С. 243–256.
11. Апостолов А. Враг у ворот. Советский вратарь: кино, культура, политика // Логос. 2014. № 5 (101). С. 163–192.
12. Апостолов А. Пассивная пассионарность. Зритель и медиа в отечественных фильмах о хоккее // Логос. 2014. № 6 (102). C. 149–178.
13. Туманов А. И. Отечественный кинематограф и его значение в формировании национальной идентичности // Наука. Культура. Общество. 2021. Т. 27, № 3. С. 35–49. DOI: 10.19181/nko.2021.27.3.4.
14. Туманов А. И. Социально-политические особенности и перспективы становления российского кинематографа в призме отечественного и мирового опыта киноиндустрии // Наука. Культура. Общество. 2022. Т. 28, № 3. С. 137–151. DOI: 10.19181/nko.2022.28.3.10.
15. Липицкая В. М. Советский спор(т): попытки гальванизации эйдосов в нововременных кинокартинах о выдающихся советских спортсменах // Идеи и идеалы. 2024. Т. 16, № 2, ч. 2. С. 430–440. DOI: 10.17212/2075-0862-2024-16.2.2-430-440.
16. Бояршинова Е. Хоккей против футбола // Логос. 2013. № 5 (95). C. 274–281.
17. Головецкий Н. Я., Половиткин А. Ю., Туманов А. И. Экономическое и политическое значение спортивного кино в киноиндустрии страны // Вестн. евразийской науки. 2023. Т. 15, № 1. URL: https://esj.today/PDF/14ECVN123.pdf (дата обращения: 31.05.2025).
18. Анисимов В. Е., Гафиятова Э. В., Калинникова Е. Д. Реализация идеи патриотизма в кинодискурсе на примере российского патриотического кино // Вестн. РУДН. Сер. Теория языка. Семиотика. Семантика. 2022. Т. 13, № 1. С. 96–124. DOI: 10.22363/2313-2299-2022-13-1-96-124.
19. Познин В. Ф. Становление российского жанрового кино в начале XXI в. // Вестн. СПбГУ. Искусствоведение. 2023. T. 13, № 3. C. 535–556. DOI: 10.21638/spbu15.2023.308.
20. Указ Президента Российской Федерации от 02.07.2021 № 400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://publication.pravo.gov.ru/document/0001202107030001 (дата обращения: 31.05.2025).
21. Указ Президента Российской Федерации от 09.11.2022 № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей» // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&firstDoc=1&lastDoc=1&nd=603502873 (дата обращения: 31.05.2025).
22. Фуко М. Порядок дискурса // Воля к истине: по ту сторону власти и сексуальности. Работы разных лет / пер. фр. С. Табачниковой. М.: Касталь, 1996. С. 47–96.
23. Фильм «Роднина». 2025 // Кинопоиск. URL: https://www.kinopoisk.ru/film/5089019/box/ (дата обращения: 31.05.20
Рецензия
Для цитирования:
Добронравов К.О., Гончар И.Е. Современные российские спортивные байопики как репрезентация селективного отношения к советскому прошлому. Дискурс. 2025;11(6):53-65. https://doi.org/10.32603/2412-8562-2025-11-6-53-65
For citation:
Dobronravov K.O., Gonchar I.E. Contemporary Russian Sports Biopics as a Representation of the Selective Attitude towards the Soviet Past. Discourse. 2025;11(6):53-65. (In Russ.) https://doi.org/10.32603/2412-8562-2025-11-6-53-65
























