Этические аспекты влияния нейросетей на жизнь студенческой молодежи в контексте социологического подхода (на примере студентов ИТ-направления СПбГЭТУ «ЛЭТИ»)
https://doi.org/10.32603/2412-8562-2025-11-3-79-90
Аннотация
Введение. Статья посвящена анализу развития и внедрения систем искусственного интеллекта, в частности нейросетей, в жизнь студенческой молодежи. Их использование может как открывать новые горизонты, так и ставить серьезные этические вопросы, особенно в контексте влияния на молодежь и их образовательные траектории. Подчеркивается двойственность восприятия технологий молодежью, где, с одной стороны, их применение вызывает большой энтузиазм, с другой, существует обеспокоенность по поводу рисков манипуляции и распространения дезинформации.
Методология и источники. Рассматривается современное понимание искусственного интеллекта как комплекса технологий, способных имитировать когнитивные функции человека, включая самообучение. Обсуждаются концепции ученых: Э. Тоффлера, М. Кастельса и некоторых других, подчеркивающих значение информации и знаний в процессе общественного развития и возрастание автономии пользователей в цифровую эпоху. Акцентируется внимание на междисциплинарном подходе в изучении искусственного интеллекта. Обсуждаются его возможности в образовательном процессе, основанные на этических принципах человекоориентированного подхода (А. В. Резаев, Н. Д. Трегубов).
Результаты и обсуждение. Проведена социологическая диагностика студентов факультета компьютерных технологий СПбГЭТУ «ЛЭТИ» для изучения влияния нейро- сетей на принятие ими жизненно важных решений. Опрос охватил 487 респондентов. Результаты показали, что большинство студентов (59,2 %) положительно оценивают использование нейросетей, при этом 85,1 % респондентов используют их в образовательных целях. Значительная часть опрошенных выразила опасения по поводу этических вопросов, связанных с использованием нейросетей, включая потерю автономии при принятии решений и недостаток человеческого взаимодействия. Проведен анализ ответов нейросети ChatGPT-3.5 на вопросы, касающиеся решения этических дилемм, что удостоверило способность нейросети к эмоциональному анализу и учету этических аспектов.
Заключение. Авторы акцентируют внимание на широком потенциале использования нейросетей для принятия важных решений, но также подчеркивают риск потери субъектности и возрастания значимости нейросетей в качестве отдельной ценности для личности. Для обеспечения этического и безопасного использования данных технологий рекомендуется повышать прозрачность алгоритмов, проводить обучение пользователей, разработать этические стандарты и нормативное регулирование их применения.
Об авторах
А. С. КураповаРоссия
Курапова Анна Сергеевна – кандидат социологических наук (2018), доцент кафедры социологии и политологии,
ул. Профессора Попова, д. 5Ф, Санкт-Петербург, 197022.
С. В. Курапов
Россия
Курапов Сергей Владимирович – кандидат социологических наук (2021), старший научный сотрудник,
ул. Космонавтов, д. 2, Москва, 129366.
А. Д. Державина
Россия
Державина Анна Дмитриевна – кандидат технических наук (2022), доцент кафедры бизнес-информатики и менеджмента Института технологий предпринимательства и права,
Большая Морская ул., д. 67, лит. А, Санкт-Петербург, 190000.
Н. В. Шатило
Россия
Шатило Назар Владимирович – студент (3-й курс) факультета компьютерных технологий,
ул. Профессора Попова, д. 5Ф, Санкт-Петербург, 197022.
Список литературы
1. ГОСТ Р 57700.36–2021. Оценка производительности высокопроизводительных вычислительных систем на алгоритмах, использующих сверточные нейронные сети. М.: Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии, 2021.
2. Ромаданова С. В., Мухаметшина Н. С. Влияние нейросетей на формирование медиа- реальности // Вестн. Самар. гос. тех. ун-та. Сер. Философия. 2023. Т. 5, № 2. С. 36–40. DOI: 10.17673/vsgtu-phil.2023.2.4.
3. Очеретяный К. А., Ленкевич А. С. Медиафилософия: между рецепцией и интерпретацией // Обсерватория культуры. 2017. T. 14, № 1. С. 12–18.
4. ГОСТ Р 59277–2020. Классификация систем искусственного интеллекта. М.: Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии, 2020.
5. Поспелов Д. А. Фантазия или наука: на пути к искусственному интеллекту. М.: Наука, 1982.
6. Тоффлер Э. Третья волна / пер. с англ. К. Ю. Бурмистрова, Л. М. Бурмистровой, К. Л. Татариновой и др. М.: АСТ, 2009.
7. Кибакин М. В., Крюкова М. М. Концепция власти коммуникации Мануэля Кастельса в научном дискурсе цифровой социологии // Цифровая социология. 2020. T. 3, № 3. C. 4–11. DOI: 10.26425/2658-347X-2020-3-3-4-11.
8. Every Thing Must Go: Metaphysics Naturalized / J. Ladyman, D. Ross, D. Spurrett, J. Collier. Oxford: Oxford Univ. Press, 2007.
9. Rezaev A. V., Maletz O. V. Higher Education Studies: Toward a New Scholarly Discipline // Advances in Education in Diverse Communities: Research, Policy And Praxis. 2012. Vol. 7. P. 169–196. DOI: 10.1108/S1479-358X(2012)0000007011.
10. Дубровский Д. И. Сознание, мозг, искусственный интеллект. М.: Стратегия-Центр, 2007.
11. Резаев А. В., Трегубова Н. Д. ChatGPT и искусственный интеллект в университетах: какое будущее нам ожидать? // Высшее образование в России. 2023. Т. 32, № 6. С. 19–37. DOI: 10.31992/0869-3617-2023-32-6-19-37.
12. Ивахненко Е. Н., Никольский В. С. ChatGPT в высшем образовании и науке: угроза или ценный ресурс? // Высшее образование в России. 2023. Т. 32, № 4. С. 9–22. DOI: 10.31992/08693617-2023-32-4-9-22.
Рецензия
Для цитирования:
Курапова А.С., Курапов С.В., Державина А.Д., Шатило Н.В. Этические аспекты влияния нейросетей на жизнь студенческой молодежи в контексте социологического подхода (на примере студентов ИТ-направления СПбГЭТУ «ЛЭТИ»). Дискурс. 2025;11(3):79-90. https://doi.org/10.32603/2412-8562-2025-11-3-79-90
For citation:
Kurapova A.S., Kurapov S.V., Derzhavina A.D., Shatilo N.V. Ethical Aspects of the Influence of Neural Networks on the Lives of Students in the Context of a Sociological Approach (using the Example of Students of the IT Department of ETU). Discourse. 2025;11(3):79-90. (In Russ.) https://doi.org/10.32603/2412-8562-2025-11-3-79-90