Preview

Дискурс

Расширенный поиск

Библиометрический анализ вариантов английского языка с использованием CiteSpace: положение дел и перспективы исследований

https://doi.org/10.32603/2412-8562-2025-11-2-170-181

Аннотация

Введение. В фокусе внимания в настоящей статье находится английский язык в его различных функциях: как национальный язык, как средство международного и межкультурного обмена, как инструмент практической коммуникации носителей других языков, а также как источник разнообразных исследовательских программ, связанных с этими функциональными разновидностями языка. Цель исследования заключается в создании структурированного обзора исследований отмеченных функциональных разновидностей английского языка в рамках таких исследовательских направлений, как контактная вариантология (World Englishes, WE), глобальный английский (Global English, GE), английский как лингва франка (English as a Lingua Franca, ELF) и английский как международный язык (English as an International Language, EIL).

Методология и источники. Эмпирическая база исследования основана на данных за период 2008–2024 гг., полученных из основной коллекции Web of Science, которые были проанализированы с использованием программы Citespace для визуализации тенденций и паттернов в изучаемой области.

Результаты и обсуждение. Результаты показывают, что исследования в области WE, GE, ELF и EIL характеризуются междисциплинарным и межинституциональным сотрудничеством. Признание полицентрического характера современного английского языка привело к повышению статуса его вариантов, чьи фонетические характеристики и прагматические функции постепенно интегрируются в образовательные программы.

Заключение. Проведенное исследование показало стабильный рост исследовательского интереса к проблеме вариативности английского языка, результатом которого стали положительные сдвиги в рецепции и позиционировании национальных вариантов как в теоретическом, так и прикладном поле. Тем не менее остаются нерешенные проблемы и «слепые зоны», также выявленные в ходе исследования.

Об авторе

П. Лю
Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена
Россия

Лю Пэнфэй – аспирант кафедры перевода.

наб. реки Мойки, д. 48, Санкт-Петербург, 191186



Список литературы

1. Crystal D. English as a global language. Cambridge, NY: Cambridge University Press, 2003.

2. Mohr S. Plural nouns in Tswana English // World Englishes. 2007. Vol. 36, iss. 4. P. 705–725. DOI: 10.1111/weng.12246.

3. Intelligibility of English Vowels Produced by Nigerian and Malaysian Speakers / H. Bello, N. T. Yap, M. Y. Chan, V. Nimehchisalem // Research in Applied Linguistics. 2020. Vol. 11, iss. 2. P. 81–94.

4. Daria S. Y., Choi I., Lee Y. Modal Usage of Advanced Korean EFL Learners, Young Korean EFL Learners, and Native English Speakers: A Corpora Comparison Study // Language and Linguistics. 2019. № 85. P. 23–54. DOI: 10.20865/20198502.

5. Zhou J., Lin J. A Visualized CiteSpace Analysis on Eye-Tracking in Language Studies Abroad // Int. J. of Education and Humanities. 2023. Vol. 11, no. 3. P. 327–331. DOI: https://doi.org/10.54097/ijeh.v11i3.14923.

6. Chen C. Citespace: A Practical Guide for Mapping Scientific Literature. NY: Nova Publishers, 2016.

7. He C., Wei X. Study of Corpus' Influences in EAP Research (2009-2018): A Bibliometric Analysis in CiteSpace // English Language Teaching. 2019. Vol. 12, no. 12. P. 59–66. DOI: 10.5539/elt.v12n12p59.

8. Jia S., Harji M. B., Lu Z. Comparative Study on Task-Based Teaching and Learning: A Scientometric Analysis in Citespace // Environment-Behaviour Proceedings J. 2023. Vol. 8, no. 25. P. 47–54. DOI: 10.21834/e-bpj.v8i25.4832.

9. Tan S. N., Harji M. B., Zhang S. X. Research Status, Hotspots and Trends of Business English Writing in China: A Bibliometric Analysis Via Citespace // Environment-Behaviour Proceedings J. 2023. Vol. 8, no. 26. P. 113–119. DOI: 10.21834/e-bpj.v8i26.5122.

10. Hamid M. O. The Linguistic Market for English in Bangladesh // Current Issues in Language Planning. 2015. Vol. 17, iss. 1. P. 36–55. DOI: 10.1080/14664208.2016.1105909.

11. Hamid M. O., Kirkpatrick A. Foreign Language Policies in Asia and Australia in the Asia Century // Language Problems and Language Planning. 2016. Vol. 40, iss. 1. P. 26–46. DOI: 10.1075/lplp.40.1.02ham.

12. Szmrecsanyi B. Typological Parameters of Intralingual Variability: Grammatical Analyticity versus Syntheticity in Varieties of English // Language Variation and Change. 2009. Vol. 21, iss. 3. P. 319–353. DOI: https://doi.org/10.1017/S0954394509990123.

13. Around the World in Three Alternations Modeling Syntactic Variation in Varieties of English / B. Szmrecsanyi, J. Grafmiller, B. Heller, M. Röthlisberger // English World-Wide. 2016. Vol. 37, no. 2. P. 109–137. DOI: 10.13140/RG.2.1.1886.0248.

14. Christou E., Thomas N., McKinley J. Chinese Pre-service English Teachers’ Beliefs about English as an International Language (EIL) // J. of Multilingual and Multicultural Development. 2022. Vol. 45, iss. 10. P. 4166–4181. DOI: https://doi.org/10.1080/01434632.2022.2148681.

15. Piller I., Cho J. Neoliberalism as Language Policy // Language in Society. 2013. Vol. 42, iss. 1. P. 23–44. DOI: https://doi.org/10.1017/S0047404512000887.

16. Lee J. S. Teacher as Change Agent: Attitude Change toward Varieties of English through Teaching English as an International Language // Asian Englishes. 2019. Vol. 21, no. 1. P. 87–102. DOI: 10.1080/13488678.2018.1434396.

17. Evans B. E., Imai T. “If we say English, that means America“: Japanese Students’ Perceptions of Varieties of English // Language Awareness. 2011. Vol. 20, iss. 4. P. 315–326. DOI: 10.1080/09658416.2011.592590.

18. Isbell D. R., Crowther D. Revisiting US Undergraduate Perceptions of Non-native English Varieties: from Millennials to Generation Z // Applied Linguistics. 2023. Vol. 44, iss. 2. P. 287–311. DOI: 10.1093/applin/amac048.

19. Young T., Walsh S. Which English? Whose English? An Investigation of “non-native’ Teachers“ Beliefs about Target Varieties // Language, Culture and Curriculum. 2010. Vol. 23, no. 2. P. 123–137. DOI: 10.1080/07908311003797627.

20. Ambele E. A., Boonsuk Y. Voices of Learners in Thai ELT Classrooms: a Wake up Call towards Teaching English as a Lingua Franca // Asian Englishes. 2020. Vol. 23, iss. 2. Р. 201–217. DOI: 10.1080/13488678.2020.1759248.

21. Salazar D. Documenting World Englishes in the Oxford English Dictionary: Past Perspectives, Present Developments, and Future Directions // Research Developments in World Englishes. London: Bloomsbury Publishing, 2021. P. 271–294. DOI: 10.5040/9781350167087.CH-013.

22. Richards J. C., Pun J. A Typology of English-medium Instruction // RELC Journal. 2023. Vol. 54, iss. 1. P. 216–240. DOI: 10.1177/0033688220968584.

23. Aizawa I., Rose H. High School to University Transitional Challenges in English Medium Instruction in Japan // System. 2020. Vol. 95: 102390. DOI: https://doi.org/10.1016/j.system.2020.102390.

24. A Longitudinal Study at an English Medium Instruction University in Turkey: the Interplay between English Language Improvement and Academic Success / D. Yuksel, A. Soruç, M. Altay, S. Curle // Applied Linguistics Review. 2023. Vol. 14, iss. 3. P. 533–552. DOI: 10.1515/applirev-2020-0097.

25. Rose H., McKinley J., Galloway N. Global Englishes and Language Teaching: A Review of Pedagogical Research // Language Teaching. 2021. Vol. 54, iss. 2. Р. 157–189. DOI: https://doi.org/10.1017/S0261444820000518.

26. Boonsuk Y., Ambele E. A., McKinley J. Developing Awareness of Global Englishes: Moving away from ‘native standards’ for Thai University ELT // System. 2021. Vol. 99: 102522. DOI: 10.1016/j.system.2021.102511.

27. Curry M. J., Lillis T. Multilingualism in Academic Writing for Publication: Putting English in its Place // Language Teaching. 2022. Vol. 57, iss. 1. P. 87–100. DOI: https://doi.org/10.1017/S0261444822000040.


Рецензия

Для цитирования:


Лю П. Библиометрический анализ вариантов английского языка с использованием CiteSpace: положение дел и перспективы исследований. Дискурс. 2025;11(2):170-181. https://doi.org/10.32603/2412-8562-2025-11-2-170-181

For citation:


Liu P. Citespace-Based Bibliometric Analysis of Englishes: Insights and Trends. Discourse. 2025;11(2):170-181. https://doi.org/10.32603/2412-8562-2025-11-2-170-181

Просмотров: 53


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2412-8562 (Print)
ISSN 2658-7777 (Online)