Социальные медиа в политических коммуникациях правых шведских партий
https://doi.org/10.32603/2412-8562-2025-11-2-86-97
Аннотация
Введение. Институализация социальных медиа как главного коммуникативного пространства современности очевидным образом способствовала вовлечению политических партий в новые форматы взаимодействия с аудиторией. Распространение популизма, ставшее возможным благодаря новым технологиям, сегодня можно рассматривать как разновидность агрессивного интернет-продвижения партийных лозунгов и идеологий. Развитие и совершенствование подобных методов воздействия на электорат остается актуальной проблемой, требующей научного анализа. В настоящей статье предметом исследования стали особенности использования социальных медиа в политических коммуникациях правых партий Швеции.
Методология и источники. Теоретико-методологической базой исследования послужили функциональный (К. Лоусон) и идеологический (К. фон Бейме) подходы к исследованию политических партий. Эмпирические данные, собранные в онлайн-сообществах, обрабатывались с помощью качественно-количественного контент-анализа. Для сбора информации на языке Python был написан программный продукт, взаимодействующий с интернет-ресурсами при помощи библиотек requests и pandas. Полученные данные позволили рассчитать коэффициент вовлеченности (ER) и коэффициент привлекательности онлайн-сообществ (LR) для фиксации обратной связи на публикации.
Результаты и обсуждение. В контексте политических событий 2021–2022 гг. партии «Шведские демократы» и «Христианские демократы» концентрировались на популистской повестке, затрагивая проблемы преступности, кризиса мультикультурализма, последствий эпидемии Covid-19 и недовольства общества миграционной политикой, что в итоге привело к росту популярности правоконсервативных партий, о чем свидетельствуют результаты парламентских выборов 2022 г.
Заключение. Комплексный анализ содержания онлайн-сообществ шведских правых партий позволил изучить цифровые следы публикаций в социальных медиа, а также выявить и ранжировать по частоте лексемы, используемые для воздействия на аудиторию. На основании полученных сведений были выявлены техники влияния, способствовавшие росту интереса шведского электората к правоконсервативным идеям.
Об авторах
А. Ю. КоляновРоссия
Колянов Алексей Юрьевич – кандидат политических наук (2007), доцент кафедры социологии и политологии.
ул. Профессора Попова, д. 5Ф, Санкт-Петербург, 197022
М. С. Матвеев
Россия
Матвеев Михаил Сергеевич – магистр социологии (2023), ассистент кафедры социологии и политологии.
ул. Профессора Попова, д. 5Ф, Санкт-Петербург, 197022
Д. Г. Черкасов
Россия
Черкасов Дмитрий Геннадиевич – магистр регионоведения (2023), аспирант кафедры социологии и политологии.
ул. Профессора Попова, д. 5Ф, Санкт-Петербург, 197022
Список литературы
1. Основы теории политических партий / А. Ю. Ашкеров, М. А. Бударагин, Н. В. Гараджа и др.; под ред. С. Е. Заславского. М.: Европа, 2007.
2. Lawson K. The Comparative Study of Political Parties. NY: St. Martin's Press, 1976.
3. Von Beume К. Partien In Westlichen Demokratien. München: Piper, 1982.
4. Юдин Ю. А. Политические партии и право в современном государстве. М.: Форум-Инфра-М, 1998.
5. Матвеев Р. Ф. Теоретическая и практическая политология. М.: РОССПЭН, 1993.
6. Ledamöter och partier // Sveriges Riksdag. URL: https://www.riksdagen.se/sv/ledamoter-partier/ (дата обращения: 20.10.2024).
7. Bolin N. Målsättning riksdagen: ett aktörsperspektiv på nya partiers inträde i det nationella parlamentet. Umeå: Umeå universitet, 2012.
8. Valresultat 2022 // Valmyndigheten. 11.09.2022. URL: https://www.val.se/val2022 (дата обращения: 25.10.2024).
9. Vårpolitik // Kristdemokraterna. URL: https://kristdemokraterna.se/var-politik (дата обращения: 22.10.2024).
10. Николаенко Г. А. Перспективы использования цифровых следов исследователей для анализа их коммуникативных стратегий (на примере социальной сети ResearchGate) // Социология науки и технологий. 2019. T. 10, № 2. C. 93–109. DOI: 10.24411/2079-0910-2019-12005.
11. Statsministerns frågestund // Sveriges Riksdag. 17.06.2021. URL: https://www.riksdagen.se/sv/webb-tv/video/statsministerns-fragestund/statsministerns-fragestund_H8C120210617sf (дата обращения: 02.11.2024).
12. Magdalena Andersson vald till ny S-ledare // Expressen. 04.11.2021. URL: https://www.expressen.se/nyheter/magdalena-andersson-vald-till-ny-s-ledare/ (дата обращения: 02.11.2024).
13. Телевной А. Д., Хлопотов М. В. Исследование тематических профилей и способов расчета вовлеченности аудитории в сообществах социальной сети «ВКонтакте» // Вестн. Евразийской науки. 2018. Т. 10, № 2. URL: https://esj.today/PDF/43ITVN218.pdf (дата обращения: 02.11.2024).
14. Палачева Ю. А. Применение коэффициента вовлеченности (engagement rate) для оценки эффективности ведения аккаунтов в социальных сетях кандидатов в депутаты на выборах в Государственную думу // Философия и культура информационного общества: тез. докл. Девятой междунар. науч.-практ. конф., СПб., 18–20 нояб. 2021 г. / ГУАП. СПб., 2021. С. 163–166.
15. Kammarens protokoll. Skola // Sveriges Riksdag. URL: https://www.riksdagen.se/sv/sok/?avd=dokument&sok=Skola&riksmote=2019%2F20%2C2020%2F21%2C2021%2F22&doktyp=prot (дата обращения: 25.11.2024).
16. Swedish PM rejects referendum on possible NATO membership // Reuters. 28.04.2022. URL: https://www.reuters.com/world/europe/swedish-pm-rejects-referendum-possible-nato-membership-2022-04-28/ (дата обращения: 07.11.2024).
17. Sverigedemokraterna Valmanifest. 2022 // Sverigedemokraterna. URL: https://sd.se/wp-content/uploads/2022/08/valmanifest.pdf (дата обращения: 07.11.2024).
18. Tidögranskningen // Civil Rights Defenders. 24.10.2022. URL: https://crd.org/wp-content/uploads/2022/10/Civil-Rights-Defenders_Tidogranskningen.pdf (дата обращения: 11.11.2024).
Рецензия
Для цитирования:
Колянов А.Ю., Матвеев М.С., Черкасов Д.Г. Социальные медиа в политических коммуникациях правых шведских партий. Дискурс. 2025;11(2):86-97. https://doi.org/10.32603/2412-8562-2025-11-2-86-97
For citation:
Kolianov A.Yu., Matveev M.S., Cherkasov D.G. Social Media in Political Communication of Swedish Right-Wing Parties. Discourse. 2025;11(2):86-97. (In Russ.) https://doi.org/10.32603/2412-8562-2025-11-2-86-97