Preview

Дискурс

Расширенный поиск

Вопросы разработки социально-философских основ образовательного пространства

https://doi.org/10.32603/2412-8562-2025-11-2-43-54

Аннотация

Введение. Фактически любая мировоззренческая или методологическая конструкция представляет собой определенную систему знания, включающую исходные понятия, правила построения высказываний и выводы производных суждений, которые после необходимого обсуждения и подтверждения приобретают форму всеобщего убеждения. Подобным критериям соответствует методология разработки единых пролегоменов в описании современного образовательного пространства, заявленных в мировой социально-политической философии и в философии образования. Эта необходимость требует выяснения того, как и каким образом с помощью рациональной философской мысли возможно и необходимо разработать методологию, объединяющую категориальный аппарат многочисленных образовательных систем.

Методология и источники. Описание единых категориальных основ образовательного пространства осуществляется в онтологическом, эпистемологическом и аксиологическом содержании приоритетов, представленных современным пространством образования.

Результаты и обсуждение. Методология глобализма в социальной философии и философии образования теоретически организована и иерархизирована. В целом она включает в себя интересы и потребности, смыслы и ценности субъектов познания. Обнаружение фундаментальных ориентиров в онтологических, эпистемологических и аксиологических приоритетах философско-образовательного дискурса в вопросах построения глобального образовательного пространства вызывает необходимость критической философской оценки глобализационных теоретико-методологических подходов с точки зрения социо-ноосферной методологии познания. Это важно при разработке единых категориальных основ в описании образовательного пространства.

Заключение. Методологический потенциал философии образования как гуманистической основы развития человечества обладает высокой эвристической значимостью в аспекте диалектики медиапространства с возможностями интегрированного в него образования. Единое категориальное пространство, оформленное в методологии онтологии, эпистемологии и аксиологии образования, в практической реализации способно проектироваться в массовом мировосприятии, миропонимании и мировоззрении, основанных на углубленной разработке социо-ноосферной методологии образовательного пространства.

Об авторах

Ю. Чжан
Шаньдунский институт физического воспитания
Китай

Чжан Юньшэн – преподаватель-исследователь.

250102, Цзинань, пр-т Ши Джи, р-н Личэн, провинция Шаньдун, 10600



С. Н. Цаплин
Новосибирский государственный педагогический университет
Россия

Цаплин Сергей Николаевич – аспирант кафедры права и философии.

ул. Вилюйская, д. 28, Новосибирск, 630126



И. В. Яковлева
Новосибирский государственный педагогический университет
Россия

Яковлева Ирина Владимировна – доктор философских наук (2023), доцент (2009), научный сотрудник Научно-исследовательского института философии образования.

ул. Вилюйская, д. 28, Новосибирск, 630126



Список литературы

1. Болотова У. В. Философия модерна – истоки и влияние // Инновационная наука. 2015. № 3. С. 188–191.

2. Зомбарт В. Исследования по истории развития современного капитализма / пер. с нем. Д. В. Кузницына. М.: Владимир Даль, 2023.

3. Субетто А. И. Капиталократия. Философско-экономические очерки. Кострома: Изд-во Костромс. гос. ун-та, 2000.

4. Яковлева И. В. Формулировка концептуальных оснований аксиосистемы российского образовательного пространства // Философские, социологические и психолого-педагогические проблемы современного образования: материалы IV Всерос. науч.-практ. конф., Барнаул, 18–19 нояб. 2022 г. / АлтГПУ. Барнаул, 2022. С. 167–172. DOI: 10.37386/2687-0576-2022-4-167-172.

5. Социальные векторы бытия нашего времени / С. А. Ан, Г. Н. Глиос, В. П. Дик и др. // Вестн. ин-та развития ноосферы. 2019. № 5 (7). С. 5–47.

6. Халев В. В. Актуальные проблемы трансформации социума и образования // Профессиональное образование в современном мире. 2012. № 3 (6). С. 7–13.

7. Чумаков А. Н. Метафизика глобализации. Культурно-цивилизационный аспект. М.: Проспект: КАНОН+, 2006.

8. Актуализация метода критического научно-философского анализа современной интеллектуальной продукции в условиях глобализации на пути к ноосфере / С. А. Ан, Б. Н. Кагиров, Р. Ю. Наумов и др. // Вестн. ин-та развития ноосферы. 2019. № 3 (5). С. 5–56.

9. Урсул А. Д., Урсул Т. А. В. И. Вернадский и глобально-ноосферные исследования // Социодинамика. 2013. № 3. С. 318–365. DOI: 10.7256/2306-0158.2013.3.383.

10. Карако П. С. Философия и методология науки: В. И. Вернадский. Учение о биосфере. Минск: Экоперспектива, 2007.

11. Дугин А. Г. Теория многополярного мира. М.: Евразийское движение, 2013.

12. Ильин И. П. Постмодернизм. Словарь терминов. М.: ИНИОН РАН: INTRADA, 2001.

13. Чжан Ю., Яковлева И. В. Потенциальные возможности и эвристическое значение медиапространства в контексте всеобщего образования // Философия образования. 2024. Т. 24, № 2. С. 56–73. DOI: 10.15372/PHE20240204.

14. Чжан Ю. Просвещение в Китае: горизонты развития в эпоху новых медиа. Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2024.

15. Чжан Ю. Новые медиа как индикатор культурного развития аудитории // Успехи гуманитарных наук. 2021. № 7. С. 244–247.

16. Верещагин О. А., Белова Н. Е. Фрейм-аналитика: опыт эпистемологического исследования // Ученые записки Орл. гос. ун-та. 2015. № 6 (69). С. 302–306.

17. Яковлева И. В., Черных С. И. Диалектика изменений аксиосистемы российского образования в переходный период // Вестн. Томск. гос. ун-та. 2023. № 497. C. 57–64. DOI: 10.17223/15617793/497/6.

18. Рыков А. В. Искусство модернизма: основные принципы // Вестн. СПбГУ. Сер. История. 2011. № 4. С. 51–57.

19. Рыков А. В. Искусство модернизма и идея прогресса // Вестн. СПбГУ. Сер. История. 2014. № 3. С. 73–82.

20. Ашилова М. С., Наливайко Н. В. Философия образования Востока и Запада: развитие диалога. Новосибирск: Изд-во СО РАН, 2013.

21. На пути к здоровью общества. Ч. 2. Поиск оснований баланса жизни человека и общества в новом мировоззренческом формате (коны мироздания и социоконы бытия) / Е. В. Ушакова, Б. Н. Кагиров, Т. С. Косенко, И. В. Яковлева // Философия образования. 2022. Т. 22, № 3. С. 22–41. DOI: 10.15372/PHE20220302.

22. Чжан Ю. Традиционные СМИ: горизонты развития в эпоху новых медиа // Мир науки, культуры, образования. 2021. № 3 (88). С. 491–493. DOI: 10.24412/1991-5497-2021-388-491-493.

23. Яковлева И. В., Косенко Т. С., Майер Б. О. Философия образования: словарь-справочник. Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2022.

24. Иванова С. В. Современное образовательное пространство в социокультурном и геополитическом аспектах // Ценности и смыслы. 2014. № 2 (30). С. 40–49.


Рецензия

Для цитирования:


Чжан Ю., Цаплин С.Н., Яковлева И.В. Вопросы разработки социально-философских основ образовательного пространства. Дискурс. 2025;11(2):43-54. https://doi.org/10.32603/2412-8562-2025-11-2-43-54

For citation:


Zhang Yu., Tsaplin S.N., Yakovleva I.V. Issues of Developing the Socio-Philosophical Foundations of the Educational Space. Discourse. 2025;11(2):43-54. (In Russ.) https://doi.org/10.32603/2412-8562-2025-11-2-43-54

Просмотров: 53


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2412-8562 (Print)
ISSN 2658-7777 (Online)