Жанровая гибридизация как авторская стратегия в романе M. Pessl “Night film”
https://doi.org/10.32603/2412-8562-2025-11-1-116-126
Аннотация
Введение. Современная литература строится по принципам игры, смешения высокого и низкого и также смешения жанров, поэтому она требует исследовательского внимания. Новая метамодернистская парадигма делает возможным объединение в себе тенденций модерна и постмодерна, изменение жанровых стратегий авторов. Исследования современных произведений позволяют дополнить данные стилистики и жанрологии, поскольку именно в них наблюдаются гибриды жанров, так называемые «зоны жанровой неопределенности».
Методология и источники. В статье в качестве примера «жанроида» – произведения на стыке жанров – рассматривается роман M. Pessl “Night Film”, представляющий образец новейшей интеллектуальной прозы. Целью статьи было выявление автор ской стратегии гибридизации жанров и средств реализации, задач этой стратегии, для чего использовался метод лингвистического анализа, сопоставительный метод. Источниками научных данных послужили статьи из научных журналов, монографии и диссертации российских и зарубежных ученых-лингвистов и литературоведов.
Результаты и обсуждение. Автор романа с помощью стратегии смешения жанров добивается эффекта глубины и кинематографичности повествования, вовлекает чита теля в интерактивное взаимодействие с текстом и включает текст в метамодернистскую концепцию «новой искренности». Жанровая стратегия М. Pessl включает в себя использование жанровых клише триллера, детектива и романа ужасов (при этом срабатывает эффект обманутого ожидания). Иронический модус повествования, смена повествовательной перспективы, использование различных стилистических средств и визуальное выдвижение помогают создавать когнитивную эмпатию читателя.
Заключение. В тексте наблюдается стратегия жанровой гибридизации, множественная перспектива повествования с приемом «текст в тексте», эффект ненадежно го повествователя, поликодовые текстовые фрагменты, что и создает новую метамодернистскую литературу с ее усложненной структурой и текстовой кинематографичностью. Таким образом, смешивая в себе черты постмодернистской и модернистской литературы, метамодернистский жанроид становится совершенно новым явлением, требующим дальнейшего изучения.
Об авторе
Е. Б. КоломейцеваРоссия
Коломейцева Екатерина Борисовна – кандидат филологических наук (2016), доцент кафедры интенсивного обучения русскому языку как иностранному института русского языка
д. 48, Санкт-Петербург, 191186
Список литературы
1. Timmer N. Do you feel it too? The Post-Postmodern Syndrome in American Fiction at the Turn of the Millenium. Amsterdam; NY: Rodopi, 2010.
2. Черняк М. А. Массовая литература конца ХХ – начала XIX века: технология или поэтика? // Филологический класс. 2008. № 20. С. 4–11.
3. Pessl M. Night Film. NY: Random House, 2013.
4. Rubin M. Thrillers. Cambridge: Cambridge Univ. Press, 1999.
5. Дьякова Т. В. Характеристика жанра «триллер» и его поджанры // Lingua Mobilis. 2013. № 5 (44). С. 32–36.
6. Жогова И. Г., Кузина Е. В. Языковые средства создания атмосферы напряжения в произведениях жанра триллер (на примере романов Дж. Гришема и М. Стюарт) // Мир науки, куль туры, образования. 2014. № 6 (49). С. 361–363.
7. Бахтин М. М. Слово в романе. 2020. URL: https://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Literat/bahtin/slov_rom.php (дата обращения: 21.06.2024).
8. Зиневич В. Д. Гибридизация жанров в терминологической системе М. М. Бахтина // Иностранные языки: инновации, перспективы исследования и преподавания: материалы IV Междунар. науч.-практ. конф., Минск, 26–27 марта 2021 г. // БГУ. Минск, 2021. С. 833–837.
9. Седов К. Ф. Человек в жанровом пространстве современной коммуникации // Антология речевых жанров. Повседневная коммуникация. М.: Лабиринт, 2007. С. 7–38.
10. Андреева В. А. Литературный нарратив: текст и дискурс // Известия РГПУ им. А. И. Гер цена. 2007. Т. 9, № 46. С. 61–71.
11. Языковые средства создания саспенса в произведениях жанра «триллер» и способы их актуализации (на материале романов англоязычных авторов) / И. Г. Жогова, Е. В. Кузина, Л. Г. Медведева, Е. Ю. Надеждина // Язык и культура. 2018. № 43. С. 46–57. DOI: 10.17223/19996195/43/3.
12. Пашков С. М. Языковое моделирование эмоциональной доминанты страха в неоготическом романе: дис. ... канд. филол. наук / РГПУ им. А. И. Герцена. СПб., 2017.
13. Варлакова Е. А. Текстотипологические характеристики англоязычного детектива ХХ века: дис. ... канд. филол. наук / РГПУ им. А. И. Герцена. СПб., 2012.
14. Дымарский М. Я. Проблемы текстообразования и художественный текст (на материале русской прозы XIX–XX вв.). 2-е изд, испр. и доп. М.: Эдиториал УРСС, 2001.
15. Арнольд И. В. Стилистика современного английского языка: учеб. пособие. Л.: Просвещение, 1981.
16. Леонтьева Т. И. Способы создания эффекта обманутого ожидания в литературном произведении // Труды ДВГТУ. 2007. № 146. С. 91–94.
17. Донгак С. Б. Обманутое ожидание как стилистическая проблема (к постановке вопроса) // Речевое общение. 2000. Вып. 3 (11). С. 110–117.
18. Тодоров Ц. Введение в фантастическую литературу / пер. с фр. Б. Нарумова. М.: Дом интеллектуальной книги, 1997.
19. Бахтин М. М. Греческий роман // Формы времени и хронотопа в романе. URL: https://philologos.narod.ru/bakhtin/hronotop/hronotop1.html (дата обращения: 22.06.2024).
20. Чемодурова З. М. Игровой потенциал концовок постмодернистских художественных текстов // Международный научно-исследовательский журнал. 2016. № 5 (47). С. 71–73. DOI: 10.18454/IRJ.2016.47.169.
21. Chemodurova Z. M. The Affective Turn in Metamodernist Fiction and ‘New Sincerity’ // Science J. of Volgograd State Univ. Linguistics. 2024. Vol. 23, № 2. P. 84–97. DOI: 10.15688/jvolsu2.2024.2.7.
22. Мартьянова И. А. Кинематографичность литературного текста (на материале современной русской прозы) // Вестн. ЧГПУ. Филологические науки. 2017. № 1. 136–141.
23. Асеева О. А. Феномен литературной кинематографичности в современном литератур ном процессе // Вестн. УлГТУ. Гуманитарные науки. 2010. № 3. С. 8-11.
24. Сербинская В. На пути к литературе метамодернизма // METAMODERN. 25.03.2017. URL: https://metamodernizm.ru/literature-metamodernism/ (дата обращения: 16.06.2024).
Рецензия
Для цитирования:
Коломейцева Е.Б. Жанровая гибридизация как авторская стратегия в романе M. Pessl “Night film”. Дискурс. 2025;11(1):116-126. https://doi.org/10.32603/2412-8562-2025-11-1-116-126
For citation:
Kolomeytseva E.B. Genres Hybridisation as an Author’s Strategy in “Night Film” Novel by M. Pessl. Discourse. 2025;11(1):116-126. (In Russ.) https://doi.org/10.32603/2412-8562-2025-11-1-116-126