Preview

Дискурс

Расширенный поиск

Образ противостояния в современных кинопрактиках о космической гонке

https://doi.org/10.32603/2412-8562-2025-11-1-31-40

Аннотация

Введение. Космическая гонка играет важную роль в конструировании современного нарратива, обосновывающего политические амбиции, технический прогресс и положение статус-кво. В связи с этим целью статьи является анализ образа противостояния двух сверхдержав в период космической гонки.

Методология и источники. В статье используется сравнительный анализ различных нарративных моделей и образно-визуального ряда отечественных и зарубежных фильмов. Для понимания особенностей формирования образа противостояния при меняется междисциплинарный подход. Основными источниками исследования вы ступают как работы теоретиков «memory studies» П. Хаттона, Яна Ассмана, М. Хальб вакса, П. Нора, так и современных исследователей отечественного кинематографа О. Ю. Малиновой, А. Е. Пискуновой, Н. А. Лысовой, Д. В. Мдянец, Е. Ю. Перовой, а также концепция миметического желания Р. Жерара. Временные рамки для отбора матери ала определялись с опорой на периодизацию, предложенную коллективом авторов под руководством В. С. Авдонина, и ограничиваются современным этапом «селектив ного использования истории». Материалом для анализа выступили отечественные и зарубежные фильмы о космической гонке: «Время первых», «Покажи мне луну», «Темные фигуры», «Салют-7».

Результаты и обсуждение. Современные отечественные фильмы, посвященные освоению космоса, конструируют образ вневременного противостояния между Россией и Западом. Этот нарратив пронизывает имперское и советское прошлое и находит отражение в современной политической риторике. В основе сюжета лежит идея миметического соперничества двух сверхдержав. Мотивации героев отечественных и зарубежных фильмов пересекаются. Однако если отечественный нарратив обращается к ностальгии по прошлому, то зарубежный выстраивается на оппозиции с прошлым по вопросам гендерной, расовой и национальной дискриминации.

Заключение. Делается вывод, о доминирующей роли достижений прошлого в кон струировании коллективной памяти. Героизм демонстрируется через мобилизацию внутренних ресурсов в «мирное» время и очеловечивание мифологизированных ра нее героических образов.

Об авторе

К. О. Добронравов
Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского
Россия

Добронравов Кирилл Олегович – кандидат философских наук (2023), доцент кафедры театрального искусства и социокультурных процессов

ул. Красный путь, д. 36, Омск, 644072



Список литературы

1. Трубникова Н. В., Саркисова А. Ю. Герои национальных нарративов в зеркале исторической памяти рунета (на материале больших данных социальной сети «Вконтакте») // Русин. 2022. № 69. С. 282–305. DOI: 10.17223/18572685/69/16.

2. Пипия К. Национальная идентичность и гордость: пресс-выпуск // Левада-Центр, 17.01.2019. URL: https://www.levada.ru/2019/01/17/natsionalnaya-identichnost-i-gordost/ (дата об ращения: 21.03.2024).

3. Память об СССР: Гагарин против Горбачева // ВЦИОМ, 2021. URL: https://wciom.ru/analytical/reviews/analiticheskii-obzor/pamjat-ob-sssr-gagarin-protiv-gorbacheva (дата обращения: 21.10.2024).

4. Трубникова Н. В., Саркисова А. Ю., Рогаева И. Е. Исторические нарративы национальной идентичности в оптике больших данных Рунета: смысловые конструкты «война» и «мир» // Русин. 2023. № 74. С. 339–363. DOI: 10.17223/18572685/74/17.

5. Советское прошлое в политической риторике современной России / В. С. Авдонин, А. Ю. Долгов, Д. В. Ефременко и др. / под ред. Ю. Г. Коргунюка, Е. Ю. Мелешкиной. М.: ИНИОН РАН, 2024.

6. Указ Президента Российской Федерации от 24 дек. 2014 г. № 808 «Об утверждении Основ государственной культурной политики» // Консультант Плюс. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_172706/ (дата обращения: 21.03.2024).

7. Указ Президента Российской Федерации от 25 янв. 2023 г. № 35 «О внесении изменений в Основы государственной культурной политики, утвержденные Указом Президента Российской Федерации от 24 декабря 2014 г. N 808» // Консультант Плюс. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_438209/ (дата обращения: 21.03.2024).

8. Genius Begins at Home: Shared Social Identity Enhances the Recognition of Creative Perfor mance / N. K. Steffens, A. S. Haslam, M. K. Ryan, K. Millard // British J. of Psychology. 2017. Vol. 108, iss. 4. P. 721–736. DOI: 10.1111/bjop.12242.

9. Нора П. Всемирное торжество памяти / пер. с фр. М. Сокольской // Неприкосновенный запас. 2005. № 2–3. С. 391–403.

10. Хальбвакс М. Социальные рамки памяти / пер. с фр. С. Н. Зенкина. М.: Новое издательство, 2007.

11. Ассман Я. Культурная память: письмо, память о прошлом и политическая идентичность в высоких культурах древности / пер. с нем. Н. Н. Сокольской. М.: ЯСК, 2004.

12. Хаттон П. Х. История как искусство памяти / пер. с англ. В. Ю. Быстрова. СПб.: Владимир Даль, 2003. 13. Olick J. K. Collective memory: a memoir and prospect // Memory studies. 2008. Vol. 1, iss. 1. P. 23–29. DOI: 10.1177/1750698007083885.

13. Малинова О. Ю. Режим памяти как инструмент анализа: проблемы концептуализации // Политика памяти в современной России и странах Восточной Европы. Акторы, институты, нарративы / под общ. ред. А. И. Миллера, Д. В. Ефременко. СПб.: Изд-во Европ. ун-та в СПб., 2020. С. 26–39.

14. Кино: энциклопедический словарь / под ред. С. Юткевича. 1987. URL: http://art.niv.ru/doc/encyclopedia/cinema/index.htm (дата обращения: 21.10.2024).

15. Сорочкин Ю., Склез В., Суверина Е. Публичная история – это не дисциплина: интервью с профессором Манчестерского университета Джеромом де Гру // Артикульт. 2013. № 11 (3-2013). С. 9–23.

16. Жирар Р. Насилие и священное / пер. с фр. Г. Дашевского. М.: Новое литературное обо зрение, 2010.

17. Пискунова А. Е. «Экранизация» памяти о советской космонавтике: (вос)производство образов в современном Российском космическом кино // Вестн. ЮУрГУ. Сер. Социально-гуманитарные науки. 2023. Т. 23, № 1. С. 73–80. DOI: 10.14529/ssh230109.

18. Лысова Н. А. Репрезентация образа прошлого в современных отечественных игровых исторических фильмах // Философия и культура. 2020. № 2. С. 12–26. DOI: 10.7256/2454-0757.2020.2.32256.

19. Медянец Д. В., Перова Е. Ю. Память как часть культурной идентичности (на примере образа «советскости» в отечественном кинематографе) // Культурологический журнал. 2022. № 4 (50): 6. DOI: 10.34685/HI.2022.50.65.030.


Рецензия

Для цитирования:


Добронравов К.О. Образ противостояния в современных кинопрактиках о космической гонке. Дискурс. 2025;11(1):31-40. https://doi.org/10.32603/2412-8562-2025-11-1-31-40

For citation:


Dobronravov K.O. Image of Confrontation in Modern Cinematic Practices about the Space Race. Discourse. 2025;11(1):31-40. (In Russ.) https://doi.org/10.32603/2412-8562-2025-11-1-31-40

Просмотров: 108


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2412-8562 (Print)
ISSN 2658-7777 (Online)