Подражание и творчество в процессе освоения языка детьми
https://doi.org/10.32603/2412-8562-2024-10-6-165-174
Аннотация
Введение. В статье изложены результаты исследования детской речи, цель которого – выявление речевых инноваций, или окказионализмов. Под речевыми инновациями понимаются лексические единицы, встретившиеся в речи ребенка, но при этом отсутствующие в конвенциональном языке взрослых. Цель статьи – проанализировать выявленные в детской речи окказионализмы и описать процесс их конструирования, опираясь на установленные в этой научной области факты – этапы языкового онтогенеза и соответствующие им языковые компетенции.
Методология и источники. В статье предложен анализ детских речевых инноваций, полученных в ходе организованного авторами эксперимента, участниками которого стали русскоговорящие монолингвы возрастом от трех до шести лет без особенностей развития. В исследовании применены такие методы психолингвистических экспериментов, как описание картинки и оффлайн-пересказ.
Результаты и обсуждение. Выяснено, что, несмотря на свое несоответствие норме, инновации конструируются детьми с опорой на существующие в языке закономерности, а их отклонение от стандарта связано, как правило, с нехваткой языковых компетенций. При необходимости заполнить лакуну в высказывании лексемой, которая еще отсутствует в ментальном лексиконе ребенка, он прибегает к созданию собственной, являющейся эквивалентом уже существующего в языке слова. При этом созданная нестандартная лексема может включать элементы стандартных лексических и/или морфологических единиц, существующих в русском языке. Наблюдается также усложнение конструируемых форм с возрастом, что соответствует постепенному обогащению репертуара ментального лексикона и ментальной грамматики детей.
Заключение. Анализ выявленных речевых инноваций показал, что освоение родного языка представляет собой процесс, полный закономерностей, которые прослеживаются в случаях с разными носителями. Так, предложенные в статье речевые инновации могут послужить дополнительным материалом для более масштабных исследований по изучению речевого онтогенеза.
Об авторах
Н. А. ТрофимоваРоссия
Трофимова Нэлла Аркадьевна – доктор филологических наук (2009), доцент (1998), профессор департамента иностранных языков; доцент кафедры немецкого языка
Автор 147 научных публикаций. Сфера научных интересов: психолингвистика, социолингвистика, лингвистическая прагматика, лингвистические вопросы перевода
ул. Союза Печатников, д. 16, Санкт-Петербург, 190008; Университетская набережная, д. 7-9, Санкт-Петербург, 199034
С. А. Шумилова
Россия
Шумилова Софья Алексеевна – студентка (4-й курс) филологического факультета
Участник проекта «Причинные конструкции в языках мира: семантика и типология», поддержанного грантом № 18-18-00472, руководитель В. С. Храковский. Сфера научных интересов: психолингвистика, нейролингвистика, онтолингвистика
наб. канала Грибоедова, д. 121, Санкт-Петербург, 190069
Список литературы
1. Цейтлин С. Н. Детские речевые инновации // Русский язык в школе. 2022. Т. 83, № 5. С. 36–41. DOI: 10.30515/0131-6141-2022-83-5-36-41.
2. Bruner J. S. The ontogenesis of speech acts // J. of Child Language. 1975. Vol. 2, no. 1. P. 1–19. DOI: https://doi.org/10.1017/S0305000900000866.
3. Tomasello M. Constructing a language: a usage-based theory of language acquisition. Cambridge: Harvard Univ. Press, 2003.
4. Kuhl P. K. Early language acquisition: cracking the speech code // Nature reviews neuroscience. 2004. Vol. 5, no. 11. P. 831–843. DOI: https://doi.org/10.1038/nrn1533.
5. Гвоздев А. Н. От первых слов до первого класса: дневник научных наблюдений. Саратов: Изд-во СГУ, 1981.
6. Елисеева М. Б. Фонетическое и лексическое развитие ребенка раннего возраста. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2008.
7. Цейтлин С. Н. Очерки по словообразованию и формообразованию в детской речи. М.: Знак, 2009.
8. Kazakovskaya V. V., Voeikova M. D. Acquisition of derivational morphology in Russian // The Acquisition of Derivational Morphology: a Cross-Linguistic Perspective. NY: John Benjamins Publishing Company, 2021. P. 169–195. DOI: https://doi.org/10.1075/lald.66.07kaz.
9. Гридина Т. А., Коновалова Н. И. Методы психолингвистических исследований: теория, практикум, тренинги. Екатеринбург: Изд-во УрГПУ, 2020.
10. Golinkoff R. M., Hirsh-Pasek K. How toddlers begin to learn verbs // Trends in Cognitive Sciences. 2008. Vol. 12, no. 10. P. 397–403. DOI: https://doi.org/10.1016/j.tics.2008.07.003.
Рецензия
Для цитирования:
Трофимова Н.А., Шумилова С.А. Подражание и творчество в процессе освоения языка детьми. Дискурс. 2024;10(6):165-174. https://doi.org/10.32603/2412-8562-2024-10-6-165-174
For citation:
Trofimova N.A., Shumilova S.A. Children’s Imitation and Word Creation in the Process of Language Acquisition. Discourse. 2024;10(6):165-174. (In Russ.) https://doi.org/10.32603/2412-8562-2024-10-6-165-174