Медиапрезентация английских заимствований педагогического дискурса
https://doi.org/10.32603/2412-8562-2024-10-6-151-164
Аннотация
Введение. В настоящее время изменяется русская ценностная картина мира под влиянием американской культуры как основного проводника глобализации. Выражением этих изменений становятся заимствования в разных видах дискурса, восприятие которых формируется в медийном дискурсе, играющем важную роль в осмыслении этих заимствований. Целью исследования является изучение особенностей медиапрезентации английских заимствований педагогического дискурса.
Методология и источники. Основой исследования стал собранный тематический корпус текстов разных жанров: текстов форумов, статей медийных образовательных платформ и собственно медийных текстов общим объемом 42 тыс слов.
Результаты и обсуждение. В статье рассмотрены особенности медиапрезентации импортированных концептов педагогического дискурса «тренд» и «рейтинг», которые выражают ключевую для американской культуры идею состязательности. Заимствование «тренд» тесно связано с контекстами употребления других заимствований, входящих в его содержательную структуру: «ноу-хау», «стартап», «хакатон» и др. и включает в свое интерпретационное поле понятия «инновация» и «модернизация», которые получают оценку, зависящую от субъекта оценочной квалификации. В интерпретационное поле концепта «рейтинг» входят такие слова, как «буллинг», «давление», «конкуренция». В большинстве медийных текстов «рейтинг» оценивается отрицательно как способствующий прагматическому подходу к получению знаний, вызывающий соперничество и негативные эмоции у детей и являющийся причиной психологических травм и проблем взаимоотношений в коллективе. Основой для метафорической концептуализации процессов, происходящих в образовании, служит основная метафора «человек-природа», а также метафора компьютерной игры и стоимости, позволяющие выделить ценностные акценты восприятия заимствований и отношение социума к осваиваемым явлениям.
Заключение. Выявлено, что заимствования «тренд» и «рейтинг» обладают образно-ценностными характеристиками, имеют выраженную оценочную маркировку и метафорическую концептуализацию. Изучение заимствований педагогического дискурса указывает на значимость дискурсивного фактора в осмыслении концептов.
Об авторе
А. Д. ЕфимоваРоссия
Ефимова Анна Дмитриевна – кандидат филологических наук (2020), младший научный сотрудник кафедры теории и практики перевода и лингвистики; доцент кафедры английского языка
Автор боле 80 научных публикаций. Сфера научных интересов: лингвокультурология, лингвоаксиология, дискурсивные исследования языка
Университетский пр., д. 100, Волгоград, 400062; ул. Зелёная, д. 22, г. Орехово-Зуево, Московская обл., 142611
Список литературы
1. Радбиль Т. Б. Языковое воплощение ценностей в медиадискурсе интернета по данным корпусного анализа репрезентативных контекстов (лексема по-хорошему) // Научный диалог. 2023. Т. 12, № 6. С. 170–189. DOI: 10.24224/2227-1295-2023-12-6-170-189.
2. Беляков М. В. Лингвоаксиология и лингвосемиотика дипломатического дискурса: на материале открытой профессиональной дипломатии: автореф. дис. ... д-ра филол. наук / МГИМО. М., 2023.
3. Карасик В. И. Ценности как культурно значимые ориентиры поведения // Гуманитарные технологии в современном мире: сб. материалов VII Междунар. науч.-практ. конф., Калининград, 30 мая – 01 июня 2019 г. / Западный филиал РАНХиГС. Калининград, 2019. С. 22–25.
4. Карасик В. И. Языковое проявление личности. М.: Гнозис, 2015.
5. Карасик В. И. Лингвокультурные характеристики педагогического дискурса // Вестн. МГПУ. Сер. Филология. Теория языка. Языковое образование. 2023. № 2 (50). С. 118–129. DOI: 10.25688/2076-913X.2023.50.2.10.
6. Kochetova L. A. Linguocultural Specifics of Artificial Intelligence Representation in the English Language Media Discourse: Corpus-Based Approach // Science J. of Volgograd State Univ. Linguistics. 2023. Vol. 22, no. 5. P. 6–18. DOI: https://doi.org/10.15688/jvolsu2.2023.5.1.
7. Bednarek M. Evaluation in Media Discourse: Analysis of a Newspaper Corpus (Corpus and Discourse). London: Continuum, 2006.
8. Talbot M. Media Discourse: Representation and Interaction. Edinburgh: Edinburgh Univ. Press, 2007.
9. Каратанова О. А. Лингвистически релевантные нарушения педагогического дискурса: автореф. дис. ... канд. филол. наук / ВолГУ. Волгоград, 2003.
10. Панченко Н. Н. Социокультурный типаж «Марьиванна» в педагогическом дискурсе: особенности деструктивного поведения // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2022. Т. 15, вып. 5. С. 1574–1578. DOI: 10.30853/phil20220247.
11. Попова С. В. Лингвокультурный типаж «школьная учительница»: субъектное позиционирование: автореф. дис. ... канд. филол. наук / ВГСПУ. Волгоград, 2012.
12. Мировые тренды образования в российском контексте-2024 // НИУ ВШЭ. URL: https://ioe.hse.ru/edu_global_trends/2024/ (дата обращения: 25.07.2024).
13. Как рождаются стартапы в образовании и воплощаются в жизнь тренды образовательной политики // Вести образования. 04.08.2022. URL: https://vogazeta.ru/articles/2022/8/4/edpolitics/20427-kak_rozhdayutsya_startapy_v_obrazovanii_i_voploschayutsya_v_zhizn_trendy_obrazovatelnoy_politiki (дата обращения: 25.07.2024).
14. 10 трендов будущего образования // Zaochnik.ru. 10.10.2023. URL: https://zaochnik.ru/blog/10-trendov-buduschego-obrazovanija/ (дата обращения: 25.07.2024).
15. Инновации в школе // U-mama.ru. 11.09.2021. URL: https://www.u-mama.ru/forum/kids/schoolboy/328786/ (дата обращения: 25.07.2024).
16. Ерохина Е. Инновации в образовании: зачем они нужны, если многих раздражают, да и без них нормально? // Skillbox Media. 19.07.2024. URL: https://skillbox.ru/media/education/innovatsiiv-obrazovanii-zachem-oni-nuzhny-esli-mnogikh-razdrazhayut-da-i-bez-nikh-normalno/ (дата обращения: 25.07.2024).
17. Национальный корпус русского языка. URL: https://ruscorpora.ru/ (дата обращения: 25.07.2024).
18. Лукьянова А. Петров, твое место 25-е! Полезны ли для детей рейтинги учеников класса // Комсомольская Правда. 09.10.2023. URL: https://www.kp.ru/daily/27565/4834827/ (дата обращения: 25.07.2024).
19. Я делаю шаг. 2023 // Кинопоиск. URL: https://www.kinopoisk.ru/film/4886624/ (дата обращения: 25.07.2024).
Рецензия
Для цитирования:
Ефимова А.Д. Медиапрезентация английских заимствований педагогического дискурса. Дискурс. 2024;10(6):151-164. https://doi.org/10.32603/2412-8562-2024-10-6-151-164
For citation:
Efimova A.D. Media Presentation of English Borrowings of Pedagogical Discourse. Discourse. 2024;10(6):151-164. (In Russ.) https://doi.org/10.32603/2412-8562-2024-10-6-151-164