Preview

Дискурс

Расширенный поиск

Репутация и имидж с точки зрения социологии управления

https://doi.org/10.32603/2412-8562-2024-10-6-78-93

Аннотация

Введение. Цифровой мир меняет привычную нам реальность: объекты социального получают в сети свое воплощение. В новых условиях репутация становится все менее зависимой от субъекта метрической оценкой, как следствие, репутация влияет и на взаимодействие, и на возникающие в процессе взаимодействия нормы. В то же время виртуальный имидж индивида становится не менее значим, чем его реальный образ. В контексте активного интереса исследователей к имиджу и репутации обращает на себя внимание практически синонимичное употребление этих понятий. В связи с этим встает проблема разграничения значений исследуемых абстракций.

Методология и источники. Применяется методология социологического, социально-психологического, лингвистического и междисциплинарного подходов. В качестве источников используется специальная литература, научные исследования и интернет-источники (НКРЯ), позволяющие изучать специфику понятий имиджа и репутации в цифровом обществе с точки зрения социологии управления.

Результаты и обсуждение. Анализ понятия «имидж» показывает, что это неразрывно связанное с визуальным восприятием, целенаправленно создаваемое довольно устойчивое явление, базирующееся на стереотипах массового сознания и адресованное определенной аудитории; искусственно созданное высказывание символического характера. В отличие от имиджа репутация не может быть целенаправленно создана, так как рождается в процессе обмена мнениями как результат публичного дискурса и является оценкой – сравнением ожиданий и результатов конкретного взаимодействия.

Заключение. Изучение понятий имиджа и репутации с социологической точки зрения позволило найти точки соприкосновения результатов исследований специалистов разных наук и выявить социологическую специфику каждого из понятий. Имидж – по сути своей симулякр, порождаемый субъектом, он призван сделать объект имиджа предметом желаний и интереса со стороны публики. Репутация – это вербализованная оценка (мнение), возникающая в результате социального взаимодействия в прагматическом контексте. Репутация в цифровом обществе выступает инструментом модуляции контроля. Имидж может быть «точкой входа», способом привлечь внимание незнакомой с агентом имиджа аудиторией. Актуализируясь в культурно-прагматическом контексте взаимодействия, имидж и репутация могут синергетически работать на благо своего агента. Конфликт между знаками, которые несет имидж, ожиданиями, которые он конструирует, и опытом, результирующимся в репутации, негативно влияет на последнюю.

Об авторе

М. В. Шутова
Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет «ЛЭТИ» им. В. И. Ульянова (Ленина)
Россия

Шутова Марина Вадимовна – старший преподаватель кафедры связей с общественностью 

Автор 16 научных публикаций. Сфера научных интересов: социология медицины, социология управления, управление онлайн-коммуникациями, управление репутацией, цифровизация медицины

ул. Профессора Попова, д. 5Ф, Санкт-Петербург, 197022



Список литературы

1. Губанов Д. А. Обзор онлайновых систем репутации/доверия. М: ИПУ РАН, 2009. URL: http://ubs.mtas.ru/bitrix/components/bitrix/forum.interface/show_file.php?fid=1671 (дата обращения: 10.07.2024).

2. Свиридова Д. Ю. Специфика формирования цифрового имиджа музыкальной группы // Вестн. ХГУ им. Н. Ф. Катанова. 2018. № 26. С. 85–87.

3. Мамина Р. И., Якупова С. В. Самопрезентационная коммуникация в контексте цифровых реалий современного социума // ДИСКУРС. 2024. T. 10, № 4. С. 27–42. DOI: https://doi.org/10.32603/2412-8562-2024-10-4-27-42.

4. Стрельникова Л. В. Социальный капитал: типология зарубежных подходов // Общественные науки и современность. 2003. № 2. С. 31–41.

5. Князев Д. В. Социальный капитал как фактор управления // Социология власти. 2008. № 5. С. 151–157.

6. Социальный капитал личности / Л. Г. Почебут, А. Л. Свенцицкий, Л. В. Марарица и др. М.: ИНФРА-М, 2014.

7. Патнэм Р. Чтобы демократия сработала. Гражданские традиции в современной Италии / пер. с англ. А. Захарова. М.: Ad Marginem, 1996.

8. Stone W. Measuring Social Capital: Toward a theoretically informed measurement framework for researching social capital in family and community life. Melbourne: Australian Institute of Family Studies, 2001.

9. Фукуяма Ф. Доверие: социальные добродетели и пути к их процветанию / пер. с англ. Д. Павловой, В. Кирющенко, М. Колопотина. М.: АСТ: Ермак, 2004.

10. Коулман Дж. Капитал социальный и человеческий // Общественные науки и современность. 2001. № 3. С. 122–139.

11. Тишкевич М. Я. Имиджевая составляющая социального капитала: социокультурный подход // Многомерность и полифункциональность культуры: сб. науч. ст. Гомель: Гомельский гос. ун-т им. Франциска Скорины, 2020. С. 103–108.

12. Maolidah M. K., Al Amin N. K., Imanuel V. The Relationship Between Intellectual Capital, Human Capital, Public Relation Strategy, AI Integration, Corporate Social Responsibility, And Company Image // Sammajiva: J. Penelitian Bisnis dan Manajemen. 2023. Vol. 1, №. 1. P. 94–105. DOI: https://doi.org/10.47861/sammajiva.v1i1.926.

13. Имидж // Большой энциклопедический словарь. URL https://rus-big-encdict.slovaronline.com/search?s=имидж (дата обращения: 10.07.2024).

14. Имидж // Основные социологические термины. URL: https://rus-main-soc-terms.slovaronline.com/94-имидж (дата обращения: 10.07.2024).

15. Имидж // Энциклопедия социологии. URL: https://rus-sociologia.slovaronline.com/1186-имидж (дата обращения: 10.07.2024).

16. Longman Dictionary of Contemporary English. Harlow: Pearson Education Limited, 2015.

17. Concise Oxford Thesaurus. 3rd ed. Oxford: Oxford Univ. Press, 2007.

18. Северская О., Саакян Л. Образ, имидж, репутация политика в языке и актуальном политическом дискурсе (опыт корпусного исследования) // Przegląd Wschodnioeuropejski. 2020. Vol. XI, no. 2, pp. 357–571.

19. Матвеева Л. В., Аникеева Т. Я., Мочалова Ю. В. Психология телевизионной коммуникации. М.: РИП-Холдинг, 2002.

20. Политическая имиджелогия / под ред. А. А. Деркача, Е. Б. Перелыгиной и др. М.: АспектПресс, 2006.

21. Шепель В. М. Имиджелогия. Как нравиться людям. М.: Народное образование, 2002.

22. Леонтьев Д. А. От образа к имиджу. Психосемантический брендинг // Реклама и жизнь. 2000. № 1. С. 19–22.

23. Панасюк А. Ю. Формирование имиджа: стратегия, психотехнологии, психотехники. М.: Омега-Л, 2009.

24. Катынская М. В. Имидж как прототипическая категория // Вестн. КГУ им. Н. А. Некрасова. 2016. Т. 22, № 3. С. 173–178.

25. Имидж // Социологическая энциклопедия. URL: https://rus-social-enc.slovaronline.com/382-имидж (дата обращения: 10.07.2024).

26. Ульяновский А. В. Корпоративный имидж: технологии формирования для максимального роста бизнеса. М.: Эксмо, 2008.

27. Феофанов О. А. Стереотип и «имидж» в буржуазной пропаганде // Вопросы философии. 1980. № 6. С. 89–100.

28. Почепцов Г. Г. Имиджелогия. М.: Рефл-бук, 2000.

29. Перелыгина Е. Б. Психология имиджа. М.: Аспект-пресс, 2002.

30. Бодрийяр Ж. Общество потребления. Его мифы и структура / пер. с фр. Е. Самарской. М.: Республика: Культурная революция, 2006.

31. Социологическая энциклопедия: в 2 т. М.: Мысль, 2003.

32. Репутация // Энциклопедия социологии. URL: https://rus-sociologia.slovaronline.com/search?s=репутация (дата обращения: 10.07.2024).

33. Зубова И. И. Репутация личности и ее автоматическая идентификация // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. 2020. № 197. C. 189–200. DOI: 10.33910/1992-6464-2020-197-189-200.

34. Кузнецов С. А. Большой толковый словарь русского языка. СПб.: Норинт, 1998.

35. Михайлова О. А., Шашмурина Е. Л. Имидж vs репутация: аксиологический потенциал заимствованных слов // Аксиологические аспекты современных филологических исследований: тез. докл. междунар. науч. конф., Екатеринбург, 15–17 окт. 2019 г. Екатеринбург: УрФУ, 2019. С. 92–94.

36. Milinski M. Reputation, a universal currency for human social interactions // Philosophical Transactions of the Royal Society B. 2016. Vol. 371, iss. 1687: 20150100. DOI: https://doi.org/10.1098/rstb.2015.0100.

37. Raihani N. J., Bshary R. The reputation of punishers // Trends in Ecology & Evolution. 2015. Vol. 30, iss. 2. P. 98–103. DOI: 10.1016/j.tree.2014.12.003.

38. Селиванюк А. Р. Факторы формирования деловой репутации компании // Коммуникация в социально-гуманитарном знании, экономике, образовании: материалы V Междунар. науч.-практ. конф., Минск, 13–15 мая 2021 г. Минск: Белорусский гос. ун-т, 2021. С. 164–170.

39. Jensen M., Kim H., Kim B. K. Meeting Expectations: A Role-Theoretic Perspective on Reputation // The Oxford Handbook of Corporate Reputation / M. L. Barnett, T. Pollock eds. Oxford: Oxford Univ. Press, 2012. P. 140–159.

40. Дорохова М. С. Социально-психологический механизм формирования репутации в условиях рыночных отношений: дис. … канд. психол. наук / ГУУ. М., 2009.

41. Комоликова С. С. Понятие репутации в культурологическом аспекте // Вестн. ЧелГУ. 2013. № 33 (324). С. 63–67.

42. Origgi G. Trust and Reputation. The Routledge Handbook of the Philosophy of Trust, 2020. URL: https://hal.science/ijn_03046522/document (дата обращения: 09.07.2024).

43. Hearn A. Structuring Feeling: Web 2.0, Online Ranking and Rating, and the Digital ‘Reputation’ // Ephemera: theory & politics in organization. 2010. Vol. 10, no. 3/4. P. 421–438.

44. Курбангалиева Д. Л. Сравнительная характеристика терминов «имидж», «бренд» и «деловая репутация» в теории репутационной экономики // Электронный экономический вестник Татарстана. 2019. № 4. С. 44–51.

45. Король А. Н. Имидж и деловая репутация руководителя как инструменты маркетинговых коммуникаций // Современные проблемы экономического развития предприятий, отраслей, комплексов, территорий: материалы междунар. науч.-практ. конф.: в 2 т. Т. 1. Хабаровск, 27 апр. 2017 г. Хабаровск: ТОГУ, 2017. С. 378–381.

46. Янковская В. И., Хайдаров Р. Р. Влияние рейтинговых характеристик руководителя на качество трудовой жизни работников // Власть. 2015. № 4. C. 145–151.

47. Ragouet P. Notoriété professionnelle et organisation scientifique // Cahiers Internationaux De Sociologie. 2000. Vol. 109. P. 317–341.

48. Conte R., Paolucci M. Reputation in artificial societies: Social beliefs for social order. NY: Springer, 2002. DOI: https://doi.org/10.1007/978-1-4615-1159-5.

49. Сальникова Л. С. Имидж или репутация? Подмена понятий // Стратегические коммуникации в бизнесе и политике. 2017. № 3. С. 76–79.


Рецензия

Для цитирования:


Шутова М.В. Репутация и имидж с точки зрения социологии управления. Дискурс. 2024;10(6):78-93. https://doi.org/10.32603/2412-8562-2024-10-6-78-93

For citation:


Shutova M.V. Reputation and Image from the Perspective of Management Sociology. Discourse. 2024;10(6):78-93. (In Russ.) https://doi.org/10.32603/2412-8562-2024-10-6-78-93

Просмотров: 103


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2412-8562 (Print)
ISSN 2658-7777 (Online)