Современное художественное пространство: проблема антропологической и эстетической трансформации
https://doi.org/10.32603/2412-8562-2024-10-6-17-28
Аннотация
Введение. Проблема анализа современного художественного пространства имеет свою эволюцию, ее генезис сводится к пониманию различного рода трансформаций по отношению к традиционному искусству как форме творческого восприятия действительности, в основе которой лежат духовные ценности. В результате эволюции творческого процесса большая часть современных арт-практик, особенно концептуальных, «изгоняют» антропологическое и эстетическое начала из искусства. Чтобы понять почему происходят такие процессы в художественно-эстетической действительности, анализируется проблема антропологической и эстетической трансформации современного искусства, основные тенденции и место человека в современном художественном процессе.
Методология и источники. Автор использует, во-первых, герменевтическую методологию анализа художественных текстов и смысловых установок; во-вторых, комплекс художественно-эстетических и искусствоведческих методов, направленных на выявление и обобщение материалов, посвященных конкретным произведениям искусства и, в-третьих, философско-антропологическую методологию, анализирующую общекультурную ситуацию постмодерна и места в нем человека.
Результаты и обсуждение. В результате обсуждений выявлено, что характерными особенностями современных художественных элитарно-концептуальных практик периода постмодерна являются: плюрализм и отказ от любых канонов; откровенное цитирование и заимствование; концептуализация любых жестов художника; множественность интерпретаций; многоуровневость восприятия; отказ от изобразительности; эксперимент с новыми формами; создание иллюзии «игры в реальность»; ирония, пастиш, черный юмор и эпатажность; наконец, «смерть автора» и утрата своего «Я».
Заключение. В современной культуре концептуализм становится некой артикулируемой формой выражения художественного сознания постмодерна. Как только искусство выходит из своих границ, оно полностью трансформирует свои онтологические основания – исчезает его антропологический стержень и происходит «смерть автора». Продуктами концептуального творчества становятся некие симулякры языка, стиля или символики, имитирующие ранее существовавшие человеческие смысло-ценности. Такое искусство неантизирует человека с традиционной системой ценностей, извращает смысл самого творчества, трансформирует эстетические и антропологические установки творческого процесса.
Об авторе
Е. А. КапичинаРоссия
Капичина Елена Алексеевна – доктор философских наук (2013), профессор (2014), профессор кафедры психологии и конфликтологии
Автор более 140 научных публикаций. Сфера научных интересов: философия искусства, философия музыки, эстетика и семиотика искусства
кв. Молодежный, д. 20-а, Луганск, 291034, ЛНР
Список литературы
1. Кандинский В. О духовном в искусстве / пер. с нем. А. Лисовского. Нью-Йорк: МЛС, 1967.
2. Рихтер Х. Дада – искусство и антиискусство. Вклад дадаистов в искусство ХХ века / пер. с нем. Т. Набатниковой М.: Гилея, 2014.
3. Buches. Энди Уорхол. Правила жизни // LiveJournal. 24.07.2007. URL: https://ru-esquire.livejournal.com/48329.html (дата обращения: 03.04.2004).
Рецензия
Для цитирования:
Капичина Е.А. Современное художественное пространство: проблема антропологической и эстетической трансформации. Дискурс. 2024;10(6):17-28. https://doi.org/10.32603/2412-8562-2024-10-6-17-28
For citation:
Kapichina E.A. Modern Artistic Space: the Problem of Anthropological and Aesthetic Transformation. Discourse. 2024;10(6):17-28. (In Russ.) https://doi.org/10.32603/2412-8562-2024-10-6-17-28