Preview

Дискурс

Расширенный поиск

Джазовая музыкальная среда в современном Санкт-Петербурге

https://doi.org/10.32603/2412-8562-2024-10-5-65-77

Аннотация

   Введение. Джазовая музыка зародилась в Новом Орлеане в конце XIX в. на основе смешения европейской и африканской музыкальной культур и объединяла ряд групп населения, в том числе угнетенных в правах. На несколько десятилетий она стала основой массовой музыкальной культуры. Весомую популярность джаз имеет в России и сегодня. Социологический интерес вызывает вопрос характеристик среды, в которой взаимодействуют исполнители и слушатели данной музыки в современном Санкт-Петербурге, а также особенностей их статуса, личностных установок, восприятия различных смыслов, с которыми они связывают свой (во всех значениях) музыкальный мир. Джаз рассматривается как способ эмоциональной коммуникации, средство интеллектуального самовыражения, особая социальная среда.

   Методология и источники. В качестве источников используются работы по социологии повседневности (Г. Гарфинкель, И. Гофман, А. Фишер, А. Манстед), межличностной коммуникации (О. И. Матьяш, Н. В. Казаринова и др.), истории и описанию джазовой музыки (Дж. Л. Коллиер, А. Рондарев). Методологическую рамку исследования составляют теория социальных представлений С. Московичи и социально-конструкционистская теория эмоций. В качестве методов сбора данных использованы экспертное интервью и анкетирование.

   Результаты и обсуждение. По результатам экспертного интервью сделаны выводы: джаз – это музыка внутренней свободы, которую характеризует импровизационный подход к игре; джазу свойственен позитивный эмоциональный заряд, что отличает его от других стилей, он имеет связь с массовой популярностью в середине XX в. и накладывает отпечаток на современную джазовую субкультуру и причастных к ней людей; студенты эстрадно-джазового отделения отличаются от исполняющих более современную музыку большей степенью «погруженности» в учебу, мотивацией, сосредоточенностью в профессиональной деятельности. По результатам анкетирования абитуриентов и студентов Санкт-Петербургского музыкального училища им. М. П. Мусоргского сделаны выводы: выступление артиста можно рассматривать как процесс конструирования эмоциональных состояний; в восприятии современного исполнителя джаза изначальный протестный характер этой музыки утрачен, но осталась твердая ассоциация с внутренней свободой, исторически сопутствовавшая джазу; для большинства молодых джазменов исполнение джаза является не просто будущей профессией, но частью образа жизни и личности, а также осознается как главное дело в жизни; сообщество джазовых исполнителей характеризуется как сплоченное, а его члены – как целеустремленные профессионалы.

   Заключение. Музыка джаза в момент ее зарождения была, с одной стороны, средством самопроявления, демонстрации своей непохожести на других. С другой стороны, она выступала источником формирования сплоченных сообществ людей, а также, в силу несомого ею позитивного эмоционального заряда, способности противостоять не всегда благоприятным условиям жизни, позволяла найти поддержку единомышленника, быть свободным внутренне даже при отсутствии свободы внешней. По результатам наших исследований представляется, что эти ее характеристики сохранили свое значение для исполнителей джазовой музыки в современном Санкт-Петербурге.

Об авторах

Е. А. Пашковский
Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет «ЛЭТИ» им. В. И. Ульянова (Ленина)
Россия

Евгений Александрович Пашковский, кандидат политических наук (2013), доцент

кафедра социологии и политологии

Автор более 40 научных публикаций. Сфера научных интересов: социология повседневности, социология эмоций, социальная психология, межличностная коммуникация, политическая психология

197022; ул. Профессора Попова, д. 5Ф; Санкт-Петербург



В. П. Милецкий
Санкт-Петербургский государственный университет; Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет «ЛЭТИ» им. В. И. Ульянова (Ленина)
Россия

Владимир Петрович Милецкий, доктор политических наук (1998), профессор (2002), профессор кафедры

кафедра социологии политических и социальных процессов; кафедра социологии и политологии

Автор более 80 научных публикаций. Сфера научных интересов: социология политики и права, теория российской модернизации

199034; Университетская наб., 7/9; 197022; ул. Профессора Попова, д. 5Ф; Санкт-Петербург



Список литературы

1. Music. The Definitive Visual History. 2<sup>nd</sup> ed. London: Dorling Kindersley Limited DK, 2022.

2. Рондарев А. Грандиозная история музыки XX века. М.: РИПОЛ классик, 2021.

3. Garfinkel H. Studies in the Routine Grounds of Everyday Activities // Studies in Social Interaction / ed. by D. Sudnow. NY: The Free Press, 1972. P. 1–30.

4. Гофман И. Представление себя другим в повседневной жизни / пер. с англ. Е. Антоновой. СПб.: Питер, 2021.

5. Fischer A. H., Manstead A. S. R. Social functions of emotion // Handbook of emotions / M. Lewis, J. M. Haviland-Jones, L. F. Barrett (eds.). NY: The Guilford Press, 2008. P. 456–468.

6. Межличностная коммуникация: теория и жизнь / О. И. Матьяш, В. М. Погольша, Н. В. Казаринова и др. / под науч. ред. О. И. Матьяш. СПб.: Речь, 2011.

7. Коллиер Дж. Л. Становление джаза / пер. с англ. М. Леоновича, С. В. Чугрова, М. Н. Рудковской. Екатеринбург: Кабинетный ученый, 2023.

8. Moscovici S. The phenomenon of social representations // Social representations: Explorations in social psychology / ed. by G. Duveen. NY: New York Univ. Press, 2000. P. 18–77.

9. «До сих пор у джаза много недоброжелателей». Игорь Бутман – о своем клубе, оркестре и джазовой школе Петербурга // Фонтанка.ру. 24.06.2024. URL: https://www.fontanka.ru/2024/06/26/73744706/ (дата обращения: 01.07.2024).


Рецензия

Для цитирования:


Пашковский Е.А., Милецкий В.П. Джазовая музыкальная среда в современном Санкт-Петербурге. Дискурс. 2024;10(5):65-77. https://doi.org/10.32603/2412-8562-2024-10-5-65-77

For citation:


Pashkovsky E.A., Miletskiy V.P. Jazz Musical Environment in Modern Saint Petersburg. Discourse. 2024;10(5):65-77. (In Russ.) https://doi.org/10.32603/2412-8562-2024-10-5-65-77

Просмотров: 134


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2412-8562 (Print)
ISSN 2658-7777 (Online)