Preview

Дискурс

Расширенный поиск

Самопрезентационная коммуникация в контексте цифровых реалий современного социума

https://doi.org/10.32603/2412-8562-2024-10-4-27-42

Аннотация

Введение. В век цифровой экономики и сверхконкуренции самопрезентационная коммуникация как вид саморекламы, умения представить себя партнеру по общению, работодателю, бизнес-партнеру или целевой аудитории рассматривается специалистами как ключевой навык ХХI в. и один из значимых факторов состязательности и на современном высококонкурентном рынке труда, и на потребительском рынке – глобальном и локальных. В статье рассматриваются теоретические основания самопрезентационной коммуникации в ее исторической ретроспективе, традиции, новации и тенденции развития в условиях новых реалий.

Методология и источники. Используется методология философского, социологического и междисциплинарного подходов. В качестве источников в статье использованы: специальная литература отечественных и зарубежных авторов, научные исследования, публикации и сайты, позволяющие исследовать специфику цифровой самопрезентации, ее новые форматы и актуальные практики.

Результаты и обсуждение. Цифровое общество – это общество, отличительной чертой которого является электронно-цифровой способ получения, хранения и распространения информации, а также электронно-цифровое опосредование социальных отношений и коммуникативного взаимодействия. Одним из способов такого взаимодействия является цифровая самопрезентация, которая соединила в себе традиции этого контента и новации, обусловленные развитием новых технологий.

Заключение. Самопрезентационная коммуникация, как и вся коммуникативная составляющая современного социума, включая интерфейс «человек–ИИ», осуществляется в трех пространственных измерениях: реальном/офлайн/Physics, виртуальном/онлайн/Digital, а также при их взаимодействии офлайн-онлайн/Phygital. В каждом измерении самопрезентационная коммуникация имеет свою специфику и может быть рассмотрена как отдельное явление, так и в процессе преемственности и развития.

Об авторах

Р. И. Мамина
Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет «ЛЭТИ» им. В. И. Ульянова (Ленина)
Россия

Мамина Раиса Ильинична – доктор философских наук (2007), профессор кафедры философии

ул. Профессора Попова, д. 5Ф, Санкт-Петербург, 197022



С. В. Якупова
Подростково-молодежный центр «Охта»
Россия

Якупова Светлана Викторовна – специалист по работе с молодежью

Полюстровский пр., д. 3, Санкт-Петербург, 195176



Список литературы

1. Ebert H., Piwinger M. Impression Management: Die Notwendigkeit der Selbstdarstellung // Handbuch Unternehmenskommunikation. Wiesbaden: Gabler, 2007. P. 205–225.

2. Пикулева О. А. Теоретические подходы к пониманию самопрезентации личности через призму осознанности–неосознанности процесса // Психология. Журнал Высш. шк. экономики. 2013. Т. 10, № 4. С. 158–172.

3. Мамина Р. И. Искусство самопрезентации в эпоху цифры. СПб.: Петрополис, 2020.

4. Михайлова Е. В. Обучение самопрезентации: учеб. пособие. М.: ИД ГУ ВШЭ, 2007.

5. Мамина Р. И. Деловой этикет в системе имиджа: философско-культурологический анализ. СПб.: Петрополис, 2012.

6. Джи Б. Имидж фирмы: планирование, формирование, продвижение / пер. с англ. А. Вихровой. СПб.: Питер, 2000.

7. Вейл К. Пугает ли меня то, что издатели становятся нашими конкурентами? А как это может не пугать? // Коммерсант. Секрет фирмы. № 6 от 07.06.2010. С. 50.

8. Тапскотт Д., Тапскотт А. Технология блокчейн – то, что движет финансовой революцией сегодня / пер. с англ. Е. Д. Ряхиной, К. Шашковой. М.: Эксмо, 2017.

9. Питерс Т. Преврати себя в бренд! 50 верных способов перестать быть посредственностью / пер. с англ. С. Филина. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2012.

10. Линн Л., Ситкинс П. Личный бренд. Позаботьтесь о своей репутации прежде, чем это сделают другие / пер. Е. Никитина. М.: Азбука, 2014.

11. Забудьте о зеркале: ваш цифровой имидж важнее // Business key. 15.07.2014. URL: https://www.business-key.com/object/112927/?ysclid=lxr4unq46j402098803 (дата обращения: 20.06.2024).

12. Дятлова Е. В., Михина М. В. Визуальные образы пользователей сети в Интернет: от фотографии до аватара // Cyberpsy. 27.09.2020. URL: https://cyberpsy.ru/articles/vizualnye-obrazypolzovatelej-interneta/?ysclid=lxvj21dlg3425852246 (дата обращения: 20.06.2024).

13. Кузнецов Ю. А. Юзерпик что это? Раскроем секреты популярного термина // FB. 22.10.2023. URL: https://fb.ru/article/490703/2023-yuzerpik-chto-eto-raskroem-sekretyipopulyarnogo-termina (дата обращения: 21.06.2024).

14. Цифра в моде! Как с помощью трехмерного сканирования создают реальную моду // Коммерсантъ. 23.11.2022. URL: https://www.kommersant.ru/doc/5681132 (дата обращения: 23.06.2024).

15. Кудрина Е. В. Цифровая мода: социологические аспекты исследования // Петербургская социология сегодня. 2023. Вып. 21. С. 117–134. DOI: 10.25990/socinstras.pss-21.t6kn-g502.

16. Перевозов Н. Человек человеку – человек: главные черты концепции Human2Human в работе с персоналом в ритейле // New Retail. 12.03.2021. URL: https://new-retail.ru/business/personal/chelovek_cheloveku_chelovek_glavnye_cherty_kontseptsii_human2human_v_rabote_s_personalom_v_riteyle3635/?ysclid=lxq8lqc4t4612135906 (дата обращения: 21.06.2024).

17. Знай наших: конкурс растущих российских брендов // Росконгресс. URL: https://идея.росконгресс.рф/brand (дата обращения: 13.06.2024).

18. Крашенков Е., Михайлова И. Зачем на самом деле нужны отзывы в интернете: как работает SERM // ЯПрактикум. 20.09.2022. URL: https://practicum.yandex.ru/blog/chto-takoe-sermupravlenie-reputatsiey/ (дата обращения: 25.06.2024).

19. Реноме: охранник вашего цифрового имиджа // TV-Lenta. 15.05.2024. URL: https://tvlenta.com/novosti/item/78732-renome-ohrannik-vashego-cifrovogo-imidzha (дата обращения: 25.06.2024).

20. Что такое цифровой бренд и как его развивать? // Газпром Бонус. 14.01.2024. URL: https://gazprombonus.ru/news/16906-chto-takoe-cifrovoy-brend-i-kak-egorazvivat?ysclid=lxssb71gyp509123434 (дата обращения: 25.06.2024).

21. Андерсон К. TED TALKS. Слова меняют мир: первое официальное руководство по публичным выступлениям / пер. с англ. Т. О. Новиковой М.: Бомбора, 2020.


Рецензия

Для цитирования:


Мамина Р.И., Якупова С.В. Самопрезентационная коммуникация в контексте цифровых реалий современного социума. Дискурс. 2024;10(4):27-42. https://doi.org/10.32603/2412-8562-2024-10-4-27-42

For citation:


Mamina R.I., Yakupova S.V. Self-Presentational Communication in Context Digital Realities of Modern Society. Discourse. 2024;10(4):27-42. (In Russ.) https://doi.org/10.32603/2412-8562-2024-10-4-27-42

Просмотров: 181


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2412-8562 (Print)
ISSN 2658-7777 (Online)