Сети акцентуаций студентов ИТ-специальностей, менеджеров и журналистов: междисциплинарный подход
https://doi.org/10.32603/2412-8562-2024-10-3-43-65
Аннотация
Введение. Сетевые методы диагностики обладают важным достоинством, которое заключается в возможности интегрировать данные различных научных исследований. В частности, актуальна возможность проведения диагностики, нацеленной на выявление связанности социальных и психологических характеристик акцентуаций студентов различных направлений подготовки.
Методология и источники. Использованы концептуальные идеи различных наук, предполагающих построение синтетической методологии исследования. Интегрированы положения социологической науки, социальной психологии и психологии о природе, факторах формирования и особенностях проявления акцентуаций личности, зависимых от самых разнообразных условий, в частности от характера профессионального выбора.
Результаты и обсуждение. Полученные результаты исследования представлены в виде сетей акцентуаций, отражающих некоторые особенности их связанности. Подтвердились основные гипотезы исследования: сети акцентуаций студентов-журналистов выстраиваются вокруг подвижных эмоциональных акцентуаций; сети студентов-менеджеров формируются вокруг стремлений лидировать; сети студентов-программистов складываются в наиболее плотные среды вокруг интеллектуальных свойств, качеств и характеристик учащихся.
Заключение. Построение сетей акцентуаций студентов различных профилей подготовки имеет хорошую перспективу для диагностики и коррекции образовательного процесса. Сетевое моделирование динамики формирования акцентуаций студентов по мере обучения в университете дает надежную основу для оценки и управления учебно-воспитательным процессом.
Ключевые слова
Об авторах
П. П. ДерюгинРоссия
Дерюгин Павел Петрович – доктор социологических наук (2002), ассоциированный член, руководитель Российско-китайского центра междисциплинарных исследований; профессор кафедры прикладной и отраслевой социологии; профессор кафедры социологии и политологии
ул. 7-я Красноармейская, д. 25/14, 190005, Санкт-Петербург
Университетская наб., д. 7/9, СанктПетербург, 199034
ул. Профессора Попова, д. 5Ф, Санкт-Петербург, 197022
С. Д. Куражев
Россия
Куражев Сергей Дмитриевич – аспирант кафедры социологии и политологии
ул. Профессора Попова, д. 5Ф, Санкт-Петербург, 197022
Л. П. Саженкова
Россия
Саженкова Людмила Павловна – аспирантка кафедры социологии и политологии
ул. Профессора Попова, д. 5Ф, Санкт-Петербург, 197022
Д. А. Лебединцев
Россия
Лебединцев Даниил Александрович – магистрант (2-й курс) Высшей школы инновационного бизнеса
Ленинские горы, д. 1, Москва, 119991
Список литературы
1. Леонгард К. Акцентуированные личности / пер. с нем. В. Лещинского. М.: ЭКСМО-пресс, 2002.
2. Личко А. Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. СПб.: Речь, 2013.
3. Дерюгин П. П. Теоретико-методологический анализ социальной диагностики межличностных отношений: дис. … д-ра социол. наук / СПбГТИ (ТУ). СПб., 2001.
4. Резапкина Г. В. Акцентуация и выбор профессии // Школьные технологии. 2011. № 1. C. 170–179.
5. Дегтярев В. П., Поздняков С. С. Акцентуации личности у студентов // Здоровье и образование в XXI веке: сб. науч. тр. 2006. № 12. С. 608.
6. Эфендиев А. Г., Чермошенцева Е. С. Трудовое поведение работающей молодежи: духовно-нравственные основы и практики // Журнал социологии и социальной антропологии. 2020. T. 23, № 4. C. 40–73. DOI: 10.31119/jssa.2020.23.4.2.
7. Юдина Д. И., Дудина В. И. Семантическая сеть на биграммах как метод валидизации результатов тематического моделирования в социологическом исследовании // Журнал социологии и социальной антропологии. 2016. T. 19, № 4. C. 71–83.
8. Дерюгин П. П. Теоретико-методологический анализ социальной диагностики межличностных отношений: автореф. дис. … д-ра социол. наук / СПбГТИ (ТУ). СПб., 2001.
9. Субботина М. С. Связь акцентуаций характера с профессиональной направленностью в юношеском возрасте // Форум молодых ученых. 2016. № 4. C. 915–918.
10. Мыхлюк Э. И. Влияние акцентуаций характера на выбор профессий спасателя // Пожарная безопасность: проблемы и перспективы: сб. ст. Всерос. науч.-практ. конф. Ч. II. Воронеж, 20 сент. 2012 г. / Воронеж. ин-т Гос. противопож. службы МЧС России. Воронеж, 2012. C. 110–112.
11. Фантина С. Г. Развитие профессиональных акцентуаций личности в сфере государственной службы // Акмеология. 2002. № 3. C. 55–62.
12. Бурмак А. Г. Связь акцентуации характера с профессиональным выбором старших школьников // Вестн. МАСИ. 2018. № 3. C. 68–72.
13. Исследование акцентуаций характера у студентов / Д. Б. Бочкова, А. А. Калашникова, В. А. Ксенофонтова, Е. Н. Усова // Бюллетень медицинских интернет-конференций. 2016. T. 6, № 5. C. 600–601.
14. Усачева И. А. Экспериментальное изучение профессионально обусловленных акцентуаций личности как проявления профессиональных деструкций (на примере педагогов) // Мир науки, культуры, образования. 2014. № 3 (46). C. 38–40.
15. Бойко В. В. Трудные характеры подростков: развитие, выявление, помощь. СПб.: Союз, 2002.
16. Волоскова Н. Н., Филимонова Е. В. Общение акцентуированных подростков после карантинных мероприятий // Проблемы современного педагогического образования. 2021. № 71–4. C. 345–348.
17. Головнёва И. В. Психологические особенности личности, влияющие на успешность в профессиях «человек – человек» // Вестн. Омского ун-та. Сер. Психология. 2018. № 1. C. 42–55. DOI: 10.25513/2410-6364.2018.1.42-55.
18. Ройзман И. В. Индивидуально-типологические особенности и их взаимосвязь с адаптивностью студентов к стрессу в процессе обучения // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. 2014. № 38. C. 7–11.
19. Ершова-Бабенко И. В. Человек как макроцелостность, выраженная концептом “brainpsyche (mind/consciousness…)” // Человек как открытая целостность. Новосибирск: Академиздат, 2022. C. 111–129. DOI: 10.24412/cl-36976-2022-1-111-129.
20. Смирнов А. В. Социальная включенность личности и ее связь с уровнем проявлений профессионально важных качеств руководителя // Педагогическое образование в России. 2018. № 11. С. 124–131. DOI: 10.26170/po18-11-17.
21. Эмоциональная вовлеченность // 4brain. URL: https://4brain.ru/vocabulary.php?word=2960 (дата обращения: 17.03.2024).
22. Черненко Д. Эмоциональная вовлеченность в межличностном общении // Сайт психолога Дмитрия Черненко. URL: https://direct-psy.ru/rabota-s-jemocionalnym-sostojaniem/ (дата обращения: 17.03.2024).
23. Goff M., Ackerman P. L. Personality-intelligence relations: assessment of typical intellectual engagement // J. of Educational Psychology. 1992. Vol. 84, iss. 4. P. 537–552. DOI: https://doi.org/10.1037/0022-0663.84.4.537.
24. Ackerman P. L., Goff M. Typical intellectual engagement and personality: Reply to Rocklin // J. of Educational Psychology. 1994. Vol. 86, iss. 1. P. 150–153. DOI: https://doi.org/10.1037/00220663.86.1.150.
25. Уткин И. В. Индивидуально-типологические особенности человека: теория и практика преподавания // Образовательные технологии. 2010. № 2. C. 105–114.
26. Политическое лидерство. Понятие и концепции // NewReferat. URL: http://www.newreferat.com/ref-20472-3.html (дата обращения: 17.03.2024).
27. Почему Бехтерев назвал Сталина «сухорукий параноик» // Рамблер. 12.01.2021. URL: https://weekend.rambler.ru/read/45588448/?utm_content=weekend_media&utm_medium=read_more&utm_source=copylink (дата обращения: 17.03.2024).
28. Спасенников Б. А. Расстройства личности у осужденных в уголовно-исполнительной практике // Вестн. Кузбасского ин-та. 2015. № 1. С. 25–32.
29. Маяк Коуза. Невыученные уроки. Почему стоит прочитать «Гибель империи» Егора Гайдара? // Дзен. 26.09.2022. URL: https://dzen.ru/a/YzFS_HfGdhjeXx_6 (дата обращения: 17.03.2024).
30. Сперанская А. В., Яблокова Л. А. Характерологические особенности формальных и неформальных лидеров в учебных группах // Проблемы современного педагогического образования. 2022. № 74-1. С. 365–368.
31. Кто такой гипертим? // Help psy. URL: https://help-psy.com/statii/202 (дата обращения: 17.03.2024).
32. Дрожжина Н. Б. Специфика психосемантики нравственного сознания у юношей и девушек с различными психотипологическими особенностями личности // Социально-гуманитарные знания. 2012. № 9. C. 210–215.
33. Превращение Зеленского глазами психологов: был самозванцем – стал шантажистом // Московский Комсомолец. 11.08.2022. URL: https://www.mk.ru/politics/2022/08/11/prevrashhenie-zelenskogoglazami-psikhologov-byl-samozvancem-stal-shantazhistom.html (дата обращения: 17.03.2024).
34. Зверева А. О. Паранойяльный психотип (акцентуация) // Сайт психологов B17.ru. 04.09.2023. URL: https://www.b17.ru/article/460249/ (дата обращения: 17.03.2024).
35. Логашенко Ю. А. Социокультурные факторы межкультурной сенситивности студентов вузов // Вестн. БФУ им. И. Канта. Сер. Филология, педагогика, психология. 2015. № 5. C. 92–103.
36. Воеводин И. В. Роль психотравмы в формировании аддиктивных и аффективных расстройств у студентов // Ученые записки СПбГМУ им. И. П. Павлова. 2011. T. 18, № 4. С. 31–33.
37. Матутите К. П. Феномен конформизма // Знание. Понимание. Умение. 2006. № 3. C. 185–188.
38. Неустойчивость // Академик. URL: https://millitary_psychology.academic.ru/ (дата обращения: 17.03.2024).
39. Личностные детерминанты суицидального риска у студентов / Д. А. Хабибулин, Е. А. Овсянникова, Г. В. Тугулева, Д. В. Плохотнюк // Перспективы науки и образования. 2020. № 1 (43). С. 271–281. DOI: 10.32744/pse.2020.1.19.
40. Шакирова И. Н., Дюкова Г. М. Астения – междисциплинарная проблема // Трудный пациент. 2012. T. 10, № 5. C. 14–16.
41. Солтанбекова Б. А. Эмоционально-лабильные подростки как объект психопрофилактического и психокоррекционного воздействия // Наука и современность. 2010. № 1–2. C. 50–53.
42. Гребнева В. В. Мониторинг индивидуально-психологических особенностей студентов вуза как группового субъекта здоровья // Научные ведомости БелГУ. Сер. Гуманитарные науки. 2017. № 14. C. 180–190.
43. Караваева Е. В. Социологическое исследование особенностей, степени выраженности тревоги и депрессии у лиц, перенесших стресс // Известия ТПУ. 2010. № 6. C. 193–196.
44. Шарова Е. Н. Молодежь и современный рынок труда: социологический анализ основных противоречий // Вестн. СПбГУ. Сер. 12. Психология. Социология. Педагогика. 2009. Вып. 3, ч. 1. C. 111–121.
45. Солтанбекова Б. А. Особенности профилактической и коррекционной работы с подростками психастенического типа // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. 2010. № 11-1. C. 160–163.
46. Павлушкина Н. А. Динамика изменений профессиональных идеалов молодых журналистов в условиях повышения медиаграмотности // Знак: проблемное поле медиаобразования. 2017. № 1 (23). С. 124–132.
47. Кустова В. В. Изучение психологических особенностей будущих инженеров железнодорожного транспорта // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2020. № 7-2. C. 73–76. DOI: 10.24411/2500-1000-2020-10888.
48. Социальное предпринимательство и инвестирование: от теории к практике / Е. Б. Архипова, О. И. Бородкина, П. П. Дерюгин и др. СПб.: Скифия-принт, 2020.
49. Чибисов В. В. Двухпараметрическое представление акцентуаций // Евразийский Союз ученых. 2016. № 3-5 (24). C. 27–31.
50. Кузнецова Ю. М., Чудова Н. В., Чуганская А. А. Влияние характера и агрессивности на оценку качества жизни // Вестн. Моск. гос. обл. ун-та. 2019. № 3. С. 129–142. DOI: 10.18384/22240209-2019-3-968.
51. Доминирующие характеристики психотипов в логике психотипа. Паранойяльный психо- тип // StudFile. URL: https://studfile.net/preview/3001112/page:18/ (дата обращения: 17.03.2024).
52. Савинков С. Н. Эпилептоидный тип личности // Сайт психологов B17.ru. 07.03.2022. URL: https://www.b17.ru/article/epilept/ (дата обращения: 17.03.2024).
53. Санд И. Близко к сердцу: как жить, если вы слишком чувствительный человек / пер. А. Наумовой, Н. Фитисова. М.: Альпина Паблишер, 2016.
54. Соловьева С. Л. Психологическое консультирование: справочник практического психолога. M.: АСТ; СПб. : Полиграфиздат, 2010.
55. Бронин С. Я. Малая психиатрия большого города, 2018. // ФГБНУ НЦПЗ. URL: https://psychiatry.ru/lib/1/book/4/chapter/25 (дата обращения: 17.03.2024).
56. Фестингер Л. Теория когнитивного диссонанса / пер. с англ. А. А. Анистратенко, И. В. Знае- шевой. М.: Эксмо, 2018.
57. Забара И. В. Предикторы эмоционального выгорания у программистов с ценностным отношением к профессиональной деятельности // Мир науки, культуры, образования. 2018. № 4 (71). С. 325–326.
58. Петрухин Г. М. Философский уровень методологии в образовании // Endless Light in Science. 2022. № 7–7. С. 7–11. DOI: 10.24412/2709-1201-2022-7-11.
59. Бахтигареева Э. Н. К вопросу об акцентуации потребности во власти // Скиф. 2019. № 8 (36). C. 65–69.
60. Гончарук Н. П., Таренко Л. Б. Особенности формирования исследовательских умений у студентов при освоении информационных технологий // Вестн. КазанТУ. 2010. № 12. C. 112–118.
Рецензия
Для цитирования:
Дерюгин П.П., Куражев С.Д., Саженкова Л.П., Лебединцев Д.А. Сети акцентуаций студентов ИТ-специальностей, менеджеров и журналистов: междисциплинарный подход. Дискурс. 2024;10(3):43-65. https://doi.org/10.32603/2412-8562-2024-10-3-43-65
For citation:
Deryugin P.P., Kurazhev S.D., Sazhenkova L.P., Lebedintsev D.A. Accentuation Networks of IT Students, Managers and Journalists: an Interdisciplinary Approach in Comparative Analysis. Discourse. 2024;10(3):43-65. (In Russ.) https://doi.org/10.32603/2412-8562-2024-10-3-43-65