Театр Анатолия Васильева. Семиология преемственности и путь к театральной системе нового типа
https://doi.org/10.32603/2412-8562-2024-10-3-5-18
Аннотация
Введение. В статье в общих чертах описывается театральный метод Анатолия Васильева, рассказывается о сути философско-методологического проекта будущего русского и мирового театров и в этом контексте о преемственности основных положений системы Станиславского.
Методология и источники. Сопоставляются две театральные концепции, два методологических, философских, исторических пути русского и мирового театров: система Станиславского и метод Васильева. Определяются семиология преемственности и особенности нового пути развития драматического искусства. Конкретные инструменты исследования связаны с философским осмыслением антропологии театра.
Результаты и обсуждение. Выделяются элементы рецепции системы Станиславского в методе Анатолия Васильева, чтобы получить алгоритм использования новых возможностей на основе систем и техник подготовки современного актера. Содержание статьи связано с осмыслением пятилетнего опыта (с 1988 г.) проживания автором метода Васильева в непосредственном контакте с мастером в работе над текстами Платона, Оскара Уайльда, Фёдора Достоевского, Уильяма Фолкнера, Томаса Манна, Эразма Ротердамского и Александра Пушкина. В основе статьи лежит интроспективный метод исследования и только затем эпистемологический, она основана на непосредственном эмпирическом опыте автора и других участников работы в рамках школы А. Васильева. Статья является результатом многолетних наблюдений за развитием метода Васильева в работе с собственными учениками, актерской лаборатории, студентами театральных вузов и актерами профессиональных театров России и зарубежья.
Заключение. Автор избегает оценочных суждений в отношении системы Станиславского и метода Васильева и обозначает лишь наиболее яркие особенности метода игрового театра, раскрывает его философию и обнаруживает единство системы Станиславского и Васильева.
Об авторе
А. И. ПереваловРоссия
Перевалов Андрей Игоревич – магистр режиссуры драмы (1995), соискатель вышей школы философии, истории и социальных наук
ул. Александра Невского, д. 14, Калининград, 236041
Список литературы
1. Библия. М.: Издательский совет РПЦ, 2008.
2. Станиславский К. Собрание сочинений: в 9 т. Т. 8. М.: Искусство, 1998.
3. Станиславский К. Собрание сочинений: в 9 т. Т. 6. М.: Искусство, 1998.
4. Станиславский К. Собрание сочинений: в 9 т. Т. 9. М.: Искусство, 1998.
5. Перелешина М., Заславский Г. Анатолий Васильев: между творчеством и оргвопросами // Русский журнал. 04.09.2002. URL: http://old.russ.ru/culture/podmostki/20020904_pere.html (дата обращения: 12.03.2024).
6. История Школы-студии MXAT // Школа-студия MXAT. URL: https://mhatschool.ru/sveden/history (дата обращения: 12.03.2024).
7. Смелянский А., Егошина О. Режиссерский театр от Б до Я: разговоры на рубеже веков. Вып. 2. М.: Московский Художественный театр, 2001.
8. Богданова П. Логика перемен. Анатолий Васильев: между прошлым и будущим. М.: Новое литературное обозрение, 2007.
9. Платон. Сочинения: в 3 т. Т. 2. М.: Мысль, 1970.
10. Чаадаев П. Статьи и письма. М.: Современник, 1989.
11. Станиславский К. Собрание сочинений: в 9 т. Т. 5. Кн. 1. М.: Искусство, 1998.
12. Кулишова И. Анатолий Васильев: Я не работаю в черном пространстве // Новая газета. 21.08.2003. URL: http://www.smotr.ru/inter/inter_new_vasilyev.htm (дата обращения: 12.03.2024).
13. Юхананов Б. Интервью с Александром Башлачёвым // КонтрКультУра (Москва). 1991. № 3. C. 38–44.
Рецензия
Для цитирования:
Перевалов А.И. Театр Анатолия Васильева. Семиология преемственности и путь к театральной системе нового типа. Дискурс. 2024;10(3):5-18. https://doi.org/10.32603/2412-8562-2024-10-3-5-18
For citation:
Perevalov A.I. Anatoly Vasiliev’s Theatre. Semiology of Continuity and the Way to a New Type of Theatrical System. Discourse. 2024;10(3):5-18. (In Russ.) https://doi.org/10.32603/2412-8562-2024-10-3-5-18