Математические подходы к изучению процессов производства и восприятия информации
https://doi.org/10.32603/2412-8562-2024-10-1-128-136
Аннотация
Введение. Мы рассматриваем принцип Золотого сечения и последовательность Фибоначчи с точки зрения их возможного использования при производстве и восприятии информации. Соответствие между последовательностью Фибоначчи и принципом симметрии наиболее четко проявляется, когда числа заменяются понятиями и суждениями.
Методология и источники. Становление и развитие языка происходило в соответствии с объективными законами природы, обеспечивающими эффективность взаимодействия структурных и системных образований в составе целого. Подобный подход дает возможность найти ответы на вопросы, которые не имели решения в узколингвистических рамках исследования, а также способствует тому, что языковые структуры, предназначенные для описания положения дел в действительности, предоставляют в распоряжение человека методологическую базу познания.
Результаты и обсуждение. Самые простые языковые фразы, построенные по моделям «что есть что», «что есть какое», «что/кто делает что», содержат в себе уже все существенные элементы мысли: 1) разделенность двух объектов; 2) сопоставление их друг с другом (в сознании) и 3) умозаключение (констатация их раздельности и отличия друг от друга). Таким образом, симметрия и асимметрия составляют суть процесса получения новых знаний в любой сфере исследований. Каждое новое суждение в цепи, построенной в соответствии с последовательностью Фибоначчи, включает два предыдущих, но в новом качестве – на основе их синтеза. При этом в памяти остаются все копии исходных и полученных структур.
Заключение. Поиск законов подразумевает не только обобщение представлений, но и нахождение наиболее простых схем осуществления процессов в природной среде. В соответствии с ними осуществляется и деятельность сознания, направленная на получение знаний и их оформление на основе симметрии и асимметрии. Симметрия способствует сохранению и усвоению исходных данных, асимметрия на их основе позволяет извлекать новую информацию. Поступающая извне информация преобразуется в языковые структуры – единственно возможный для человека способ отражения результатов логического и чувственного анализа.
Об авторе
О. И. ГлазуноваРоссия
Ольга Игоревна Глазунова – кандидат филологических наук (1994), доцент филологического факультета
Университетская наб., д. 7/9, Санкт-Петербург, 199034
Список литературы
1. Кандинский В. О духовном искусстве. М.: Архимед, 1992.
2. Кант И. Критика эстетической способности суждения / пер. с нем. // Соч. в 6 т. Т. 5. М.: Мысль, 1966. C. 201–379.
3. Тахо-Годи А. А. «История античной эстетики» А. Ф. Лосева как философия культуры // История античной эстетики. Ранняя классика / Лосев А. Ф. М.: АСТ; Харьков: Фолио, 2000. C. 3–38.
4. Гердер И. Г. Идеи к философии истории человечества / пер. А. В. Михайлова. М.: Наука, 1977.
5. Гильде В. Зеркальный мир / пер. с нем. Т. Б. Здорик, Л. Г. Фельдмана. М.: Мир, 1982.
6. Fischer R. Fibonacci Applications and Strategies for Traders. NJ: John Wiley & Sons, 1993.
7. Мигдал А. Б. Поиски истины. М.: Молодая гвардия, 1983.
8. Шубников А. В., Копцик В. А. Симметрия в науке и искусстве. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Наука, 1972.
9. Анисимов А. В. Компьютерная лингвистика для всех. Мифы. Алгоритмы. Язык. Киев: Наукова думка, 1991.
10. Урманцев Ю. А. Симметрия природы и природа симметрии. М.: Мысль, 1974.
11. Вигнер Е. Этюды о симметрии / пер. с англ. Ю. А. Данилова; под ред. Я. А. Смородинского. М.: Мир, 1971.
Рецензия
Для цитирования:
Глазунова О.И. Математические подходы к изучению процессов производства и восприятия информации. Дискурс. 2024;10(1):128-136. https://doi.org/10.32603/2412-8562-2024-10-1-128-136
For citation:
Glazunova O.I. Mathematical Approaches to the Study of Human Information Processing. Discourse. 2024;10(1):128-136. https://doi.org/10.32603/2412-8562-2024-10-1-128-136