Дистанционное образование: восприятие родителями
https://doi.org/10.32603/2412-8562-2023-9-3-82-98
Аннотация
Введение. Актуальность исследования обусловлена недостатком информации для анализа восприятия родителями проблем внедрения дистанционного обучения (ДО) в общеобразовательных школах в условиях COVID-19. Цель исследования – сопоставление специфики восприятия родителями разных регионов России возможностей и проблем осуществления дистанционного обучения в условиях самоизоляции, а также выявление установок, обусловливающих перспективы его дальнейшего внедрения.
Методология и источники. Теоретическая база представлена работами российских авторов о семье (А. И. Антонов, О. М. Здравомыслова, Г. Г. Филиппова). Обзор зарубежных исследований темы родительства сфокусирован на его социализирующей функции (Р. Бенедикт, А. Кардинер, М. Спиро). Отдельный блок работ посвящен проблемам внедрения дистанционного образования (Gül Özüdoğru; Lee; Zhao et al; Garrote et al, Безруких и др., Р. С. Звягинцев, Ю. Д. Керша, М. А. Пинская). Исследование опирается на системный и деятельностный подходы, рассматривающие родителей как один из важнейших факторов повышения результативности ДО. Статья представляет результаты online-анкетирования родителей (N = 1526) в четырех регионах России (Ленинградской и Иркутской областях, Ставрополье и Республике Башкортостан). Обработка данных осуществлена с помощью программы SPSS.
Результаты и обсуждение. Мнение о реализации ДО изучалось относительно не только обучения детей, но и возможностей применения технологии родителями. Исследование показало, что они вполне объективно оценивают проблемы внедрения ДО. Родители не склонны к критике в адрес школы, но сомневаются в перспективности реализации технологии в том формате, как она внедрялась, аргументируя это большими издержками для здоровья, неготовностью технического оснащения и уровнем подготовки как учащихся, так и школ. В отношении своего обучения с использованием дистанционных технологий высказывания носили позитивный характер.
Заключение. Сопоставление ответов родителей по регионам показало, с одной стороны, общность мнений, а с другой – существенное влияние на результаты оценки социокультурной специфики, связанной с доминирующим типом хозяйствования, востребованностью цифровых навыков на региональном рынке труда.
Об авторах
М. А. АбрамоваРоссия
Абрамова Мария Алексеевна – доктор педагогических наук (2004), профессор (2019), ведущий научный сотрудник, заведующий отделом социальных и правовых исследований
ул. Николаева, д. 8, Новосибирск, 630090
Р. В. Каменев
Россия
Каменев Роман Владимирович – кандидат педагогических наук (2018), доцент (2020), директор Института физико-математического, информационного и технологического образования
ул. Вилюйская, д. 28, г. Новосибирск, 630126
Список литературы
1. Viner R. M., Russell S. J., Croker H. et al. School closure and management practices during coronavirus outbreaks including COVID-19: a rapid systematic review // The Lancet Child & Adolescent Health. 2020. Vol. 4, iss. 5. P. 397–404. DOI: 10.1016/S2352-4642(20)30095-X.
2. Apriyanti C. Distance learning and obstacles during Covid-19 outbreak // J. Ilmiah Pendidikan Dasar. 2020. Vol. 7, no. 2. P. 68–83. DOI: 10.30659/pendas.7.2.68–83.
3. Mandatory home education during the COVID-19 lockdown in the Czech Republic: a rapid survey of 1st-9th graders’ parents / C. Brom, J. Lukavsy, D. Greger et al. // Frontiers in Education. 2020. Vol. 5: 103. DOI: 10.3389/feduc.2020.00103.
4. Özüdoğru G. Problems faced in distance education during Covid-19 Pandemic // Participatory Educational Research. 2021. Vol. 8, iss. 4. P. 321–333. DOI: 10.17275/per.21.92.8.4.
5. Lee J. Mental health effects of school closures during COVID 19 // The Lancet Child & Adolescent Health. 2020. Vol. 4. P. 912–920. DOI: 10.1016/S23524642(20)301097.
6. The Perceptions of primary school teachers of online learning during the COVID-19 Pandemic period: A case study in Indonesia / Rasmitadila, Aliyyah R. R., Rachmadtullah R. et al. // J. of Ethnic and Cultural Studies. 2020. Vol. 7, no. 2. P. 90–109. DOI:10.29333/ejecs/388.
7. The Effects of Online Homeschooling on Children, Parents, and Teachers of Grades 1-9 During the COVID-19 Pandemic / Y. Zhao, Y. Guo, Yu Xiao et al. // Medical Science Monitor. 2020. Vol. 26: e925591. DOI: 10.12659/MSM.925591.
8. Teacher Expectations and Parental Stress During Emergency Distance Learning and Their Relationship to Students' Perception / A. Garrote, E. Niederbacher, J. Hofmann et al. // Frontiers in Psychology. Vol. 12: 712447. DOI: 10.3389/fpsyg.2021.712447.
9. Абрамова М. А. Цифровая трансформация в регионах России: оценки и реальность // Профессиональное образование в современном мире. 2021. T. 11, № 3. С. 11–22. DOI: https://doi.org/10.20913/2224-1841-2021-3-02.
10. Звягинцев Р. С., Керша Ю. Д., Пинская М. А. Переход на дистанционное образование: детальный разбор муниципального кейса. 2021. URL: https://ioe.hse.ru/sao_region (дата обращения: 02.12.2022).
11. Сапрыкина Д. И., Волохович А. А. Проблемы перехода на дистанционное обучение в Российской Федерации глазами учителей. Вып. 4 (29). М.: НИУ ВШЭ, 2020.
12. Физиолого-гигиенические аспекты организации дистанционного обучения в период пандемии covid-19 (по результатам опроса родителей и школьников) / М. М. Безруких, Л. В. Макарова, Т. М. Параничева и др. // Новые исследования. 2020. № 1 (65). С. 33–49. DOI: 10.46742/2072-8840-2021-65-1-33-49.
13. Inequality in the impact of the coronavirus shock: evidence from real time surveys / A. Adams-Prassl, T. Boneva, M. Golin, C. Rauh // J. of Public Economics. 2020. Vol. 189: 104245. https://doi.org/10.1016/j.jpubeco.2020.104245.
14. COVID-19 and inequalities / R. Blundell, M. Costa Dias, R. Joyce, X. Xu // Fiscal Studies. 2020. Vol. 41, iss. 2. P. 291–319. DOI:10.1111/1475-5890.12232.
15. Дистанционное обучение: взгляд школьника, родителей, врача / О. В. Ветлицына, К. К. Алексанян, А. Кучерова и др. // Смоленский медицинский альманах. 2021. № 2. С. 53–56. DOI: 10.37903/SMA.2021.2.11.
16. Гигиенические аспекты дистанционного образования / Е. С. Богомолова, Т. В. Бадеева, Н. В. Котова и др. // Вопросы школьной и университетской медицины и здоровья. 2020. № 3. С. 35–39.
17. Особенности жизнедеятельности и самочувствия детей и подростков, дистанционно обучающихся во время эпидемии новой коронавирусной инфекции (COVID-19) / В. Р. Кучма, А. С. Седова, М. И. Степанова и др. // Вопросы школьной и университетской медицины и здоровья. 2020. № 2. С. 4–23.
18. Проблемы и перспективы дистанционного обучения в оценках учителей и родителей обучающихся / Г. В. Леонидова, Р. М. Валиахметов, Г. Р. Баймурзина, Л. В. Бабич // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2020. Т. 13, № 4. С. 202–219. DOI: 10.15838/esc.2020.4.70.12.
19. Experiences and Attitudes of Elementary School Students and Their Parents Toward Online Learning in China During the COVID-19 Pandemic: Questionnaire Study / Sh. Cui, Ch. Zhang, Sh. Wang et al. // Medical Internet Research. 2021. Vol. 23, no. 5: e24496. DOI: 10.2196/24496.
20. Parental Perspectives on Remote Learning and School Reopening / U. Bansal, Sw. Ghate, P. Bhattacharya et al. // Indian Pediatrics. 2020. Vol. 57, no. 12. P. 1177–1178. DOI: 10.1007/s13312-020-2075-4.
21. Prevalence and risk factor assessment of digital eye strain among children using online e-learning during the COVID-19 pandemic: Digital eye strain among kids (DESK study-1) / A. Mohan, P. Sen, Ch. Shah et al. // Indian J. of Ophthalmology. 2021. Vol. 69, no. 1. P. 140–144. DOI:10.4103/ijo.IJO_2535_20.
22. Агранович М. Л., Дренева А. A. Организация образования в условиях пандемии. Практика стран ОЭСР/ФИРО-РАНХиГС // Мониторинг экономической ситуации в России: тенденции и вызовы социально-экономического развития. Т. 9 (111). М.: Фонд «Институт экономической политики им. Е. Т. Гайдара», 2020. С. 134–150.
23. Золотарева А. В. Готовность системы образования к переходу в удаленный режим работы: рефлексия уроков пандемии // Ярославский педагогический вестн. 2020. № 2 (119). С. 8–18. DOI: 10.20323/1813-145Х-2021-2-119-8-18.
24. Проблемы и перспективы дистанционного обучения в оценках учителей и родителей обучающихся / Г. В. Леонидова, Р. М. Валиахметов, Г. Р. Баймурзина, Л. В. Бабич // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2020. Т. 13, № 4. С. 202–219. DOI: 10.15838/esc.2020.4.70.12.
25. Сетко И. М., Сетко Н. П. Современные проблемы состояния здоровья школьников в условиях комплексного влияния среды обитания // Оренбургский медицинский вестн. 2018. № 2 (22). С. 4–13.
Рецензия
Для цитирования:
Абрамова М.А., Каменев Р.В. Дистанционное образование: восприятие родителями. Дискурс. 2023;9(3):82-98. https://doi.org/10.32603/2412-8562-2023-9-3-82-98
For citation:
Abramova M.A., Kamenev R.V. Distance Education: Parents' Perception. Discourse. 2023;9(3):82-98. (In Russ.) https://doi.org/10.32603/2412-8562-2023-9-3-82-98