«Человек, ищущий веру в Бога» С. Кьеркегора как культурно-антропологический тип
https://doi.org/10.32603/2412-8562-2023-9-3-32-43
Аннотация
Введение. В статье предпринимается попытка представить образ «человека, ищущего веру в Бога» Сёрена Кьеркегора в виде культурно-антропологического типа, самостоятельно выстраивающего опыт самопонимания в измерении своего собственного существования.
Методология и источники. В работе используются следующие источники: произведения С. Кьеркегора «Страх и трепет», «Евангелие страданий», «Болезнь к смерти»; работы дореволюционных и современных отечественных авторов Л. И. Шестова, Н. А. Бердяева, Б. Э. Быховского, П. П. Гайденко, С. С. Хоружего, Е. Н. Левичевой, В. А. Подороги, В. Д. Губина, К. В. Зенина, Л. А. Клюкиной; тексты зарубежных ученых У. Хуббена, Т. В. Щитцовой. В ходе исследования и описания опыта становления человека в «движении веры» Кьеркегора использовались идеи оригинального феноменологического подхода М. К. Мамардашвили.
Результаты и обсуждение. В статье демонстрируется, что именно поиск веры, а не сама вера, является целью философии Кьеркегора и смыслом его существования, так как только в таком «движении веры» у человека появляется возможность реализовать свое внутреннее во внешнем, т. е. встретиться с самим собой, ищущим Бога. Примером такого воплощения, по Кьеркегору, является образ Христа. Посредством символа Христа человек может осмыслить бессмертие души как метафизическое измерение человека. В контексте феноменологического подхода Мамардашвили автор статьи показывает, что понимание символа Христа как реализации человеком себя во всей полноте своих сил может интерпретироваться как опыт различения в области сознания символов времени и вечности. Сама ситуация понимания различения времени и вечности и необходимости выбора между ними обозначается в статье понятием «динамической вечности», которое эквивалентно понятиям «движение веры», «мгновения» Кьеркегора.
Заключение. Автор приходит к выводу, что в ситуации постмодернизма, когда современный человек остро переживает утрату такой фундаментальной ценности, как автономная индивидуальность, а в культуре происходит разрушение личностного начала, что приводит к дегуманизации и дезинтеграции общества, образ «человека, ищущего веру в Бога» С. Кьеркегора может использоваться в качестве ориентира в деле построения индивидуального опыта мышления и обретения целостности личности.
Ключевые слова
Об авторе
Л. А. КлюкинаРоссия
Клюкина Людмила Александровна – доктор философских наук (2011), профессор кафедры философии и культурологии Института истории, политических и социальных наук
пр. Ленина, д. 33, Петрозаводск, 185910
Список литературы
1. Шестов Л. Киркегард – религиозный философ // Кьеркегор С. Наслаждение и долг / пер. с датс. П. П. Ганзена. Ростов-на-Дону: Феникс, 1998. С. 384–411.
2. Бердяев Н. А. Философия творчества, культуры и искусства. Т. 1. М.: Искусство, 1994.
3. Быховский Б. Э. Кьеркегор. М.: Мысль, 1972.
4. Гайденко П. П. Трагедия эстетизма: о миросозерцании Сёрена Киркегора. М.: Республика, 1997.
5. Хоружий С. С. Неотменимый антропоконтур. 4. Философия Кьеркегора как антропология размыкания // Вопросы философии. 2010. № 6. С. 152–166.
6. Щитцова Т. В. Экзистенциальная терапия, или Как практикуют философию: к актуальности Киркегора в современную эпоху // Логос. 2006. № 6. С. 84–99.
7. Файбышенко В. Ю. Встреча с феноменом: воплощение и развоплощение. О некоторых чертах феноменологического проекта М. К. Мамардашвили // Международный журнал исследований культуры. 2013. № 3 (12). С. 35–40.
8. Мамардашвили М. К., Пятигорский А. М. Символ и сознание. Метафизические размышления о сознании, символике и языке. М.: Школа «Языки русской культуры», 1999.
9. Мамардашвили М. К. Вильнюсские лекции по социальной философии: опыт физической метафизики. СПб.: Азбука: Азбука-Аттикус, 2019.
10. Кьеркегор С. Евангелие страданий / пер. с датс. А. В. Лызлова. М.: Свято-Владимирское изд-во, 2011.
11. Кьеркегор С. Страх и трепет / пер. с датс. Н. В. Исаевой, С. А. Исаева. М.: Культурная революция, 2010.
12. Hubben W. Dostoevsky, Kierkegaard, Nietzsche, and Kafka: four Prophets of our Destiny. NY: Collier Books, 1974.
13. Губин В. Д., Зенин К. В. Проблема человеческой экзистенции в философии С. Кьеркегора // Вестник РГГУ. Сер. Философия. Социология. Искусствоведение. 2014. № 10 (132). С. 46–56.
14. Левичева Е. Н. Религиозная антропология Сёрена Кьеркегора: автореф. дис. … канд. филос. наук / МГУ. Москва, 2006.
15. Подорога В. А. Авраам как Problemata. Сёрен Киркегор и непрямая коммуникация // Кьеркегор С. Страх и трепет / пер. с датс. Н. В. Исаевой, С. А. Исаева. М.: Культурная революция, 2010. С. 443–488.
16. Клюкина Л. А. С. Кьеркегор и М. Мамардашвили: поворот к человеку // Неклассический XX век. Ч. I. Антропологическая проблематика в творчестве скандинавских и русских философов и писателей / В. В. Дудкин, Л. А. Клюкина, С. В. Васильева, И. А. Спиридонова. Петрозаводск: Изд-во ПетрГУ, 2014. С. 24–39.
17. Августин Аврелий. Исповедь / пер. с лат. М. Е. Сергеенко. М.: Канон+: Реабилитация, 2000.
18. Мамардашвили М. К. Эстетика мышления. М.: Моск. школа полит. исслед., 2001.
19. Библия. Книги священного писания Ветхого и Нового Завета. М.: Издание Московской Патриархии, 1989.
Рецензия
Для цитирования:
Клюкина Л.А. «Человек, ищущий веру в Бога» С. Кьеркегора как культурно-антропологический тип. Дискурс. 2023;9(3):32-43. https://doi.org/10.32603/2412-8562-2023-9-3-32-43
For citation:
Klyukina L.A. Søren Kierkegaard’s “Man in Search of God” as a Cultural and Anthropological Type. Discourse. 2023;9(3):32-43. (In Russ.) https://doi.org/10.32603/2412-8562-2023-9-3-32-43