Preview

Дискурс

Расширенный поиск

Университетская экосистема как предмет образовательной аналитики

https://doi.org/10.32603/2412-8562-2023-9-3-18-31

Аннотация

Введение. Новые тренды в философском анализе развития высшей школы связаны с перспективами междисциплинарного подхода к организации согласованных процессов в многопрофильном вузе с учетом особенностей информационно-интеллектуальной  технологии  цифровой  культуры.  Университет  в  единстве  его  функциональных связей представляет собой сложную многоуровневую экосистему, состояние которой определяется пересечением интересов различных субъектов, включенных в систему профессиональной подготовки. Цель статьи – исследование процессов конвергенции в экосистеме университета, которые актуальны для планирования образовательной стратегии, в частности, согласование целей вуза с ожиданиями работодателей и выпускников.

Методология и источники. Исследование опирается на системную методологию и принципы теории коммуникативного действия. В экосистеме университета ключевую роль в организации функциональных связей играют процессы конвергенции в отношении намерений участников взаимодействия в образовательном пространстве, выявление установок, мотивирующих сотрудничество и взаимное подкрепление оптимальных поведенческих стратегий. Эмпирическую основу составляет статистический материал ряда социологических опросов, проведенных в Санкт-Петербургском политехническом  университете  Петра  Великого,  а  также  данных  исследования  целевых установок компаний в организации взаимодействия с вузами.

Результаты и обсуждение. Сравнение уровня согласованности запросов компаний в поиске сотрудников и образовательных целей вуза показало общее стремление к формированию высокого потенциала будущих работников, которое требует педагогических  технологий,  мотивирующих  и  развивающих  способности  к  проективно-конструктивной деятельности. В развитии вуза важным фактором становится формирование общего поля целей и ожиданий, реализуемых в модели выпускника с учетом отраслевых знаний и освоения новых технологий, а также навыков, характеризующих потенциал саморазвития в будущей профессии.

Заключение. Развитие  экосистемного  подхода  в анализе  деятельности  современного  университета  выявило  перспективы  соединения  университетского  знания  с практическими  навыками  в  планировании  разных  форм  партнерских  отношений  с бизнесом  и  другими  представителями  профессионального  сообщества.  Процессы конвергенции  в  университетской  экосистеме  обеспечивают  взаимопроникновение педагогических технологий и стратегий агентов в достижении высокого качества профессиональной подготовки.

Об авторах

О. Д. Шипунова
Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого
Россия

Шипунова Ольга Дмитриевна – доктор философских наук (2004), профессор кафедры общественных наук

ул. Политехническая, д. 29, Санкт-Петербург, 195251



Е. Г. Поздеева
Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого
Россия

Поздеева Елена Геннадиевна – кандидат социологических наук (1994), доцент Высшей школы медиакоммуникаций и связей с общественностью

ул. Политехническая, д. 29, Санкт-Петербург, 195251



Л. И. Евсеева
Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого
Россия

Евсеева Лидия Ивановна – кандидат философских наук (1985), доцент Высшей школы медиакоммуникаций и связей с общественностью

ул. Политехническая, д. 29, Санкт-Петербург, 195251



Список литературы

1. Castells M. The Internet galaxy. Reflections on the Internet, business and society. Oxford: Oxford Univ. Press, 2001.

2. Клейнер Г. Б. Современный университет как экосистема: институты междисциплинарного управления // J. of Institutional Studies. 2019. № 115 (3). С. 54–63. DOI: 10.17835/2076-6297.2019.11.3.054-063.

3. Panychev A., Pokrovskaya O. The Third-Generation University Ecosystem in the Context of Global Digitalization // International Scientific Siberian Transport Forum TransSiberia–2021. Vol. 1. P. 100–108. Cham: Springer, 2022. DOI: https://doi.org/10.1007/978-3-030-96380-4_12.

4. Райхельхаус Л. Б. Устойчивость образовательных результатов как новый принцип современной дидактики // Ярославский педагогический вестн. 2019. № 4 (109). C. 8–14. DOI: 10.24411/1813-145X-2019-10446.

5. Convergence of employers’ and students’ expectations in the educational environment of the agricultural university / Е. Razinkina, Е. Zima, Е. Pozdeeva et al. // E3S Web of Conferences 2021. Vol. 258: 10019. DOI: https://doi.org/10.1051/e3sconf/202125810019.

6. Хабермас Ю. Моральное сознание и коммуникативное действие / пер. с нем. под ред. Д. В. Скляднева. СПб.: Наука, 2000.

7. Вербилович О. Теория коммуникативного действия: ключевые категории и познавательный потенциал // Публичная сфера: теория, методология, кейс-стади. М.: ООО «Вариант», ЦСПГИ, 2013. C. 35–52.

8. Изотова А. Г., Гаврилюк Е. С. Экосистемный подход как новый тренд развития высшего образования // Вопросы инновационной экономики. 2022. Т. 12, № 2. С. 1211–1226. DOI: https://doi.org/10.18334/vinec.12.2.114869.

9. Jacobides M. G., Cennamo C., Gawer A. Towards a theory of ecosystems // Strategic Management J. 2018. Vol. 39, iss. 8. P. 2255–2276. DOI: 10.1002/smj.2904.

10. Jenkins H. Convergence culture: where old and new media collide. NY: NY Univ. Press, 2006.

11. Elliott A., Urri J. Mobile Lives. London: Routledge, 2010.

12. Uden L., Wangsa I. T., Damiani E. The Future of E-Learning: E-Learning Ecosystem // 2007 Inaugural IEEE-IES Digital EcoSystems and Technologies Conference. Cairns. 21–23 February 2007. P. 113–117. DOI: 10.1109/DEST.2007.371955.

13. Спенсер-Кейс Д., Лукша П., Кубиста Д. Образовательные экосистемы: возникающая практика для будущего образования. М.: Московская школа управления СКОЛКОВО и Global Education Futures, 2020.

14. Dannenberg S., Grapentin T. Education for Sustainable Development – Learning for Transformation. The Example of Germany // J. of Futures Studies. 2016. Vol. 20, № 3. P. 7–20. DOI: 10.6531/JFS.2016.20(3).A7.

15. Evans K. Taking Control of their Lives? Agency in Young Adult Transitions in England and the New Germany // J. of Youth Studies. 2002. Vol. 5, iss. 3. P. 245–269. DOI: https://doi.org/10.1080/1367626022000005965.

16. Education quality as a factor of modern studentʼs social success / Razinkina E., Pankova L., Pozdeeva E. et al. // E3S Web of Conferences 2020. Vol. 164: 12008. DOI: https://doi.org/10.1051/e3sconf/202016412008.

17. Affective and Cognitive Factors of Internet User Behavior / I. Berezovskaya, O. Shipunova, S. Kedich, N. Popova // Knowledge in the Information Society. 2021. Vol. 184. P. 38–49. Cham: Springer, DOI: https://doi.org/10.1007/978-3-030-65857-1_5.

18. Ainamo A., Pikas E., Mikkelä K. University Ecosystem for Student Startups: A ‘Platform of Trust’ Perspective // Educating Engineers for Future Industrial Revolutions 2020. 2021. Vol. 1329. Springer, Cham. P. 269–276. DOI: https://doi.org/10.1007/978-3-030-68201-9_28.

19. Influence of Entrepreneurship Education and University Ecosystem on Individual’s Entrepreneurship Readiness / S. Kumar, Z. A. Paray, N. Sharma, A. K. Dwivedi // Entrepreneurship and Regional Development. Cham: Palgrave Macmillan, 2021. P. 305–322. DOI: 10.1007/978-3-030-45521-7_16.

20. Степанова Ю. Б. Молодые специалисты с высшим образованием и работодатели: взаимные ожидания в практике социологического изучения // Вестн. Поволжского ин-та управления. 2018. Т. 18, № 2. C. 95–103. DOI: https://doi.org/10.22394/1682-2358-2018-2-95-103.

21. Работодатели и учебные заведения: как добиться взаимодействия? // HH.ru. 12.03.2018. URL: https://spb.hh.ru/article/22034 (дата обращения: 11.12.2022).

22. Степашкина Е. А., Суходоев А. К., Гужеля Д. Ю. Исследование профиля надпрофессиональных компетенций, востребованных ведущими работодателями при приеме на работу студентов и выпускников университетов и молодых специалистов. М.: НИУ ВШЭ, 2022.

23. Выпускники высшего образования на российском рынке труда: тренды и вызовы / Н. К. Емелина, К. В. Рожкова, С. Ю. Рощин и др. М.: Изд. дом ВШЭ, 2022.

24. Backs S., Günther M., Stummer C. Stimulating academic patenting in a university ecosystem: an agent-based simulation approach // The J. of Technology Transfer. 2019. Vol. 44, iss. 2. P. 434–461. DOI: https://doi.org/10.1007/s10961-018-9697-x.

25. Дёрина Н. В., Савва Л. И., Рабина Е. И. Университетская экосистема как экологический вектор высшего образования // Мир науки. Педагогика и психология. 2020. № 3. URL: https://mirnauki.com/PDF/10PDMN320.pdf (дата обращения: 11.12.2022).

26. Mangram M. E. A simplified perspective of the Markowitz portfolio theory // Global J. of Business Research. 2013. Vol. 7, no. 1. P. 59–70.

27. Wells R., Wells C. Academic program portfolio model for universities: Guiding strategic decisions and resource allocations // Research in Higher Education Journal. 2011. Vol. 11. URL: https://www.aabri.com/manuscripts/11745.pdf (дата обращения: 11.12.2022).

28. Hayter C. S. A trajectory of early-stage spinoff success: the role of knowledge intermediaries within an entrepreneurial university ecosystem // Small Business Economics. 2016. Vol. 47. P. 633– 656. DOI: https://doi.org/10.1007/s11187-016-9756-3.


Рецензия

Для цитирования:


Шипунова О.Д., Поздеева Е.Г., Евсеева Л.И. Университетская экосистема как предмет образовательной аналитики. Дискурс. 2023;9(3):18-31. https://doi.org/10.32603/2412-8562-2023-9-3-18-31

For citation:


Shipunova O.D., Pozdeeva E.G., Evseeva L.I. Ecosystem of the University as a Subject of Educational Analytics. Discourse. 2023;9(3):18-31. (In Russ.) https://doi.org/10.32603/2412-8562-2023-9-3-18-31

Просмотров: 365


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2412-8562 (Print)
ISSN 2658-7777 (Online)