Социальная поддержка как фактор повышения эффективности взаимодействия между врачами и пациентами
https://doi.org/10.32603/2412-8562-2022-8-6-72-84
Аннотация
Введение. В статье рассматриваются поддерживающий стиль коммуникации и использование элементов информационной и эмоциональной социальной поддержки как факторы повышения эффективности взаимодействия между врачами и пациентами. Исследовательское допущение состоит в том, что элементы информационной социальной поддержки во взаимодействии российских врачей с пациентами встречаются чаще, чем проявления эмоциональной поддержки; в обществе существует определенный запрос на усиление эмоциональной поддержки, использование поддерживающего стиля коммуникации со стороны медицинских работников. Цели статьи – выявить основные приемы, используемые в профессиональной коммуникации в рамках осуществления социальной поддержки; сформулировать важные проблемные аспекты оказания социальной поддержки врачами пациентам.
Методология и источники. Методологическую рамку исследования составили: теория социальных ролей, позволившая провести анализ социальных ожиданий от коммуникации в профессиональной деятельности врача; концепция психологического стресса и процессов совладания Р. Лазаруса, на основе которой авторами сформулирована и применена в исследовании классификация основных форм социальной поддержки; теория коммуникативных стилей В. Сатир, позволившая выделить отдельные речевые и неречевые паттерны коммуникации как составляющие поддерживающего стиля общения врача.
Результаты и обсуждение. Приводятся результаты анализа записей онлайнконсультаций между врачами и пациентами в режиме телемедицины, а также анкетирования 55 респондентов с использованием закрытых и открытых вопросов. Делаются выводы о том, что в поведении проводящих консультации врачей больше выражена информационная поддержка, чем эмоциональная; в обществе существует определенный запрос на большую эмоциональную вовлеченность, использование элементов личностного отношения, повышение доступности в изложении информации врачами пациентам.
Заключение. В ходе исследования подтвердилось авторское предположение о том, что информационная социальная поддержка в общении современных российских врачей и пациентов реализована в большей степени, нежели эмоциональная; в обществе формируется запрос на использование врачами поддерживающего стиля коммуникации, усиление вовлеченности, личностной заинтересованности в процессе взаимодействия.
Об авторах
А. А. КисельниковаРоссия
Е. А. Пашковский
Россия
Список литературы
1. Межличностная коммуникация: теория и жизнь / О. И. Матьяш, В. М. Погольша, Н. В. Казаринова и др. СПб.: Речь, 2011.
2. Соколова М. С. К вопросу о классификации социальной поддержки как составляющей позитивной коммуникации // Известия ВГПУ. Сер. Филологические науки. 2017. № 7 (120). С. 95–102.
3. Леонтович О. А. Позитивная коммуникация: постановка проблемы // Вестн. РУДН. Сер. Лингвистика. 2015. № 1. С. 164–177. DOI: https://doi.org/10.22363/2687-0088-9411.
4. Lazarus R. S. The Psychology of Stress and Coping // Issues in Mental Health Nursing. 1985. Vol. 7, iss. 1–4. P. 399–418.DOI: https://doi.org/10.3109/01612848509009463.
5. Арипова А. О., Крюкова Т. Л. Эмоциональная поддержка: о понятии и формах // Вестн. Костр. гос. ун-та. Сер. Педагогика. Психология. Социокинетика. 2019. № 2. C. 102–107. DOI: 10.34216/2073-1426-2019-25-2-102-107.
6. Гордон Д. Терапевтические метафоры. СПб.: Белый кролик, 1995. URL: https://libking.ru/books/sci-/sci-psychology/288937-devid-gordon-terapevticheskie-metafory.html (дата обращения: 01.10.2022).
Рецензия
Для цитирования:
Кисельникова А.А., Пашковский Е.А. Социальная поддержка как фактор повышения эффективности взаимодействия между врачами и пациентами. Дискурс. 2022;8(6):72-84. https://doi.org/10.32603/2412-8562-2022-8-6-72-84
For citation:
Kiselnikova A.A., Pashkovsky E.A. Social Support as a Factor of Increasing the Efficiency of Interaction between Doctors and Patients. Discourse. 2022;8(6):72-84. (In Russ.) https://doi.org/10.32603/2412-8562-2022-8-6-72-84