Профессиональная деятельность инвалидов как фактор развития образования в инклюзивном социуме
https://doi.org/10.32603/2412-8562-2022-8-2-53-65
Аннотация
Введение. Рассматривается проблема образования и профессиональной деятельности людей с инвалидностью. Реализация идей инклюзивного образования может быть успешной, если будет учитываться опыт лиц с инвалидностью, продуктивно построивших свою профессиональную траекторию и активно участвующих в общественных, образовательных, социокультурных и других инициативах современного социума.
Методология и источники. Проблема профессионально-творческой реализации людей с инвалидностью рассматривается в русле социально-образовательного подхода, предполагающего необходимость интеграции инвалидов во все сферы современного общества, а также в русле экологического подхода, рассматривающего проблему качества жизни людей с инвалидностью. Статья опирается на работы таких авторов, как О. С. Андреева, А. В. Грузинцев, М. А. Дымочка, А. А. Кирилловых, С. Н. Каштанова, В. А. Кудрявцев, С. С. Лебедева, Н. Т. Селезнева, А. В. Чердакова, а также на материалы 25 научно-практических конференций (1994–2020 гг.). В исследовании применялись контент-анализ массива 1553 статей по материалам конференций, а также метод кейс-стади.
Результаты и обсуждение. В процессе оценки массива публикаций авторы сделали вывод о том, что люди с инвалидностью, активно участвующие в профессиональной деятельности и общественной работе, отразили многие аспекты проблемы инклюзивного образования. Теоретико-практические выводы и примеры, приведенные в кейс-стади, показали, что особенно удачным представляется опыт инвалидов, работающих в социально-культурной и образовательной областях, развивающих инклюзивные возможности инвалидов с помощью передовых цифровых технологий. Анализ профессиональной деятельности людей с инвалидностью позволил сделать вывод о том, что ее смысл и суть связаны с формированием инклюзивного социума.
Заключение. Авторы делают вывод о том, что люди с ограничениями здоровья выступают инициаторами и организаторами актуальных направлений деятельности, способствующей активной поддержке людей с инвалидностью в процессе их непрерывного образования.
Об авторах
С. С. ЛебедеваРоссия
Кудрявцева Мария Евгеньевна – доктор педагогических наук (2009), доцент (2008), профессор кафедры связей с общественностью
ул. Проф. Попова, д. 5Ф, Санкт-Петербург, 197022
М. Е. Кудрявцева
Россия
Лебедева Светлана Соломоновна – доктор педагогических наук (2002), профессор кафедры теории и технологии социальной работы
12-я линия Васильевского острова, д. 13-А, Санкт-Петербург, 199178
Список литературы
1. Кудрявцев В. А., Каштанова С. Н. Организация и содержание процесса непрерывной профессионализации лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью // Мир науки, культуры, образования. 2018. № 4 (71). С. 63–65.
2. Кудрявцева М. Е., Лебедева С. С., Куликова Е. А. Современные направления развития теории непрерывного образования инвалидов как социальной группы // Человек и образование. 2018. № 4 (57). C. 54–59.
3. Чердакова А. В. Трудоустройство инвалидов по видам профессиональной деятельности // Молодой ученый. 2015. № 17 (97). С. 475–477.
4. Кирилловых А. А. Глобализация и право инвалидов на профессиональную деятельность // Новая наука: опыт, традиции, инновации. 2016. № 10–2. С. 176–179.
5. Кирилловых А. А. Правовые механизмы допуска и обеспечения профессиональной деятельности инвалидов по зрению // Законодательство и экономика. 2016. № 10. С. 32–42.
6. Дымочка М. А., Андреева О. С. Современные тенденции и международная практика профессиональной реинтеграции и возвращения инвалидов к трудовой деятельности // Медико-социальные проблемы инвалидности. 2017. № 4. С. 7–12.
7. Селезнева Н. Т., Грузинцев А. В. Мотивационно-ценностный показатель социальной ответственности инвалидов в профессиональной деятельности // Вестн. Краснояр. гос. пед. ун-та им. В. П. Астафьева. 2018. № 3 (45). С. 126–134. DOI: https://doi.org/10.25146/1995-0861-2018-45-3-81.
8. Реализация социальных функций непрерывного образования в процессе подготовки социально-педагогических кадров / науч. ред. С. С. Лебедева, С. М. Безух, Я. Т. Рзаева. СПб.: СПбГИПСР; Баку: РОО «Дом Европы в Санкт-Петербурге», 2015.
9. Марков А. А. О подготовке специалистов для работы с детьми, имеющими комплексное нарушение // Проблемы подготовки специалистов в области реабилитации, профессиональной реабилитации и образования инвалидов с использованием инновационных технологий / науч. ред. С. С. Лебедева. СПб.: СПбГИПСР, СПбПРЦ, 2010. С. 42–45.
10. Вялых О. А. Организация психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в процессе инклюзивного образования // Развитие взаимосвязей государственных и благотворительных инициатив в работе с инвалидами и лицами пожилого возраста: сб. мат. науч.-практ. конф. СПбГИПСР, СПб.: Ассоциация ветеранов педагогического труда общего и дополнительного образования, 2017. С. 28–34.
11. Никулина Г. В. Требования к подготовке педагогов инклюзивного образования // Развитие профессиональной компетентности специалистов в области реабилитации и образования инвалидов / науч. ред. С. С. Лебедева. СПб.: Изд-во ООО «СПб СРП «Павел» ВОГ», 2012. С. 29–31.
12. Волкова И. П. Социально-психологические противоречия в процессе интеграции инвалидов по зрению в современное общество // Инновационные подходы к решению проблем образования, социальной и профессиональной реабилитации инвалидов / науч. ред. С. С. Лебедева. СПб.: СПбГИПСР, СПбПРЦ, 2011. С. 29–31.
13. Пенин Г. Н. Инклюзивное образование как новая парадигма государственной политики // Вестн. Герценовского ун-та. 2010. № 9 (83). С. 41–47.
14. Иванов Г. Г., Худяков Ю. В. Организация процесса профессиональной реабилитации в ПРЦ // Социальная и профессиональная реабилитация инвалидов как фактор их интеграции в общество: сб. мат. науч.-практ. конф. / науч. ред. С. С. Лебедева. СПб.: СПбГИПСР, 2006. С. 177–183.
15. Рачина Г. Б., Юдина М. Г. Толерантность – одно из важных качеств, необходимых при подготовке специалистов по проведению профессионального тестированию // Проблемы подготовки специалистов в области реабилитации, профессиональной реабилитации и образования инвалидов с использованием инновационных технологий / науч. ред. С. С. Лебедева. СПб.: СПбГИПСР, СПбПРЦ, 2010. С. 171–172.
16. Светличная И. В., Павлушкова А. Д., Литвинова Н. М. Интегральные формы отражения процесса профессиональной реабилитации в ПРЦ // Проблемы подготовки специалистов в области реабилитации, профессиональной реабилитации и образования инвалидов с использованием инновационных технологий / науч. ред. С. С. Лебедева. СПб.: СПбГИПСР, СПбПРЦ, 2010. С. 166–167.
17. Довиденков В. Н. Компьютеризация и реабилитация инвалидов по зрению. Возможности, проблемы, перспективы // Комплексное сопровождение образования инвалидов как фактор реализации их прав на интеграцию в общество / науч. ред. С. С. Лебедева. СПб.: СПбГИПСР, СПбПРЦ, Изд-во «Человек и его здоровье», 2008. С. 119–120.
18. Кулакова Е. А., Кульчицкая О. Е. Обучающий модуль: «Пространственное ориентирование инвалидов по зрению» // Добровольческие инициативы в социально-образовательной работе с инвалидами и лицами пожилого возраста: сб. мат. науч.-практ. конф. / науч. ред. С. С. Лебедева. СПб.: СПбГИПСР, 2018. С. 104–112.
19. Садчиков А. П. Духовная зрелость слепого – основной фактор устойчивости в обществе // Научно-практические проблемы образования инвалидов как социальной группы / науч. ред. С. С. Лебедева. СПб.: ИОВ РАО, 2000. С. 158–159.
20. Воробьева В. Н. Звучащее слово – одна из форм социокультурной реабилитации лиц с проблемами зрения (из опыта работы) // Инновационные подходы к решению проблем образования, социальной и профессиональной реабилитации инвалидов / науч. ред. С. С. Лебедева. СПб.: СПбГИПСР, СПбПРЦ, 2011. С. 82–84.
Рецензия
Для цитирования:
Лебедева С.С., Кудрявцева М.Е. Профессиональная деятельность инвалидов как фактор развития образования в инклюзивном социуме. Дискурс. 2022;8(2):53-65. https://doi.org/10.32603/2412-8562-2022-8-2-53-65
For citation:
Kudryavtseva M.E., Lebedeva S.S. Professional Activities of Disabled People as a Factor of the Development of Education in an Inclusive Society. Discourse. 2022;8(2):53-65. (In Russ.) https://doi.org/10.32603/2412-8562-2022-8-2-53-65