Исторический пространственно-временной континуум как антропологический феномен
https://doi.org/10.32603/2412-8562-2022-8-2-28-40
Аннотация
Введение. Проблема человека как субъекта исторического пространственно-временного континуума актуализируется общественными трансформациями и сменой типов рациональности. Антропологическая природа пространства-времени обусловливает интерес к рефлексии над человеком как исторической индивидуальностью. Отечественная философская мысль обозначила повышенный интерес к пространственно-временной проблематике в российских реалиях ХХ в. Восприятие исторического времени в его повседневной событийности приближает к пониманию судеб общества в этот неподдающийся однозначной оценке период российской истории.
Методология и источники. Автор опирался на положения философской антропологии о человеческом измерении исторического времени и пространства. Исходной основой исследования явились положения авторской концепции единства человека и пространственно-временного континуума. Антропологический контент аналитики исторического пространства-времени предопределил использование системного, культурологического и аксиологического подходов. Системный подход определил применение источниковедческого, феноменологического и герменевтического анализа изучаемых явлений.
Результаты и обсуждение. В статье обосновывается значение антропоцентризма для понимания исторической индивидуальности. Предпринята попытка преодолеть крайности антропоцентрической и прогрессистской моделей исторического процесса на основе единства антропоцентризма, культуроцентризма и социоцентризма. История раскрывается как время и пространство самореализации ее субъектов. Понимание истории выводится из способности человека переживать и упорядочивать события. Утверждается необходимость инкорпорации личного времени и приватного пространства в исторический процесс в качестве его конструктов. Показывается, что
познание истории есть результат идентификации Я и Мы.
Заключение. Автор раскрывает тезис о человеке как исторической индивидуальности. Антропологическая природа исторического пространства-времени определяет смыслы, способствует упорядочиванию событийной повседневности субъектами истории, предоставляет возможность определиться с вектором познания истории.
Об авторе
Ю. Л. СироткинРоссия
Сироткин Юрий Львович – кандидат социологических наук (2000), доцент (2012), преподаватель Казанского института (филиал) Всероссийского государственного университета юстиции (РПА Минюста России)
ул. Фатыха Амирхана, д. 12а, г. Казань, Республика Татарстан, 420103
Список литературы
1. Конева А. В. Культурные практики просьюмеризма // Вестн. Ленингр. гос. ун-та им. А. С. Пушкина. 2021. № 1. С. 54–64. DOI: 10.35231/18186653_2021_1_54.
2. Гашков С. А. Историко-философские основания концепции социально-исторического времени Корнелиуса Касториадиса // Вестн. Ленингр. гос. ун-та им. А. С. Пушкина. 2021. № 1. С. 44–53. DOI: 10.35231/18186653_2021_1_44.
3. Салихова Н. Р. Ценностно-смысловая организация жизненного пространства личности. Казань: Казанский ун-т, 2010.
4. Бибихин В. В. Пора (время-бытие). СПб.: Владимир Даль, 2015.
5. Донченко А. П. Фактор времени в нравственном становлении и развитии личности. Л.: Изд-во ЛГУ, 1988.
6. Трубников Н. Н. О смысле жизни и смерти. М.: РОССПЭН, 1996.
7. Сиземская И. Н. Русская философия истории в поисках целостности исторического бытия: первая половина XIX в. // Философские науки. 2012. № 1. С. 115–128.
8. Сироткин Ю. Л. Человек и время. Философско-антропологический дискурс. Казань: КЮИ МВД России, 2017.
9. Мережковский Д. С. Было и будет. Дневник. 1910–1914; Невоенный дневник. 1914–1916. М.: Аграф, 2001.
10. Ильин И. А. Путь к очевидности. М.: Республика, 1993.
11. Карсавин Л. П. Философия истории. СПб.: Комплект, 1993.
12. Счастливцева Е. А. Эдмунд Гуссерль: интеллектуальные баталии с Густавом Шпетом. СПб.: Инфо-да, 2006.
13. Хайдеггер М. Пролегомены к истории понятия времени / пер. Е. Борисова. Томск: Водолей, 1998.
14. Данилевский Н. Я. Россия и Европа. М.: Книга, 1991.
15. Милюков П. Н. Очерки по истории русской культуры: в 3 т. Т. 2. Ч. 1. М.: Прогресс-Культура, 1994.
16. Милюков П. Н. Очерки по истории русской культуры: в 3 т. Т. 2. Ч. 2. М.: Прогресс-Культура, 1994.
17. Элиаде М. Священное и мирское / пер. с фр. Н. К. Гарбовского. М.: Изд-во МГУ, 1994.
18. Михеева Л. Н. Измерение времени в русском языке: лингвокультурологический аспект // Филологические науки. 2004. № 2. С. 69–78.
19. Здерева О. В. Время как субстанциональное начало в культурном пространстве архаичной мифологии // Вестн. Моск. гос. ун-та культуры и искусств. 2005. № 3. С. 38–48.
20. Сироткин Ю. Л. Духовно-нравственные ресурсы приватного пространства частной жизни // Науч. вестн. Омской академии МВД России. 2019. № 1. С. 74–78.
21. Сироткин Ю. Л. Антропоцентрический принцип категоризации приватного пространства // Вестн. КазГУКИ. 2019. № 4. С. 6–14.
22. Бурдье П. Социальное пространство: поля и практики / пер. с фр. Н. А. Шматко. М.: Институт экспериментальной социологии; СПб.: Алетейя, 2005.
Рецензия
Для цитирования:
Сироткин Ю.Л. Исторический пространственно-временной континуум как антропологический феномен. Дискурс. 2022;8(2):28-40. https://doi.org/10.32603/2412-8562-2022-8-2-28-40
For citation:
Sirotkin Yu.L. The Historical Space-Time Continuum as an Anthropological Phenomenon. Discourse. 2022;8(2):28-40. (In Russ.) https://doi.org/10.32603/2412-8562-2022-8-2-28-40