Preview

Дискурс

Расширенный поиск

Интердискурсивность биофикционального повествования: образ Петербурга в романе М. Брэдбери «To the Hermitage»

https://doi.org/10.32603/2412-8562-2021-7-4-119-130

Аннотация

Введение. Настоящее исследование посвящено специфике реализации интердискурсивности как авторской стратегии текстопорождения в постмодернистском художественном биографическом повествовании (биофикции). Актуальность работы обусловлена интересом современной лингвистики к характеру взаимодействия различных типов дискурса в тексте художественного произведения. Также актуальным представляется исследование не до конца изученных механизмов авторской репрезентации инокультурного контекста, в частности, особенностей моделирования образа русского города в англоязычном повествовании. Научная новизна исследования связана с выбором для анализа биофикционального текста, конститутивные особенности которого изучены еще не полностью.

Методология и источники. Материалом исследования послужил текст англоязычного постмодернистского романа-биофикции М. Брэдбери «To the Hermitage» («В Эрмитаж»), повествующий о поездке Д. Дидро в Петербург по приглашению Екатерины Второй, а также о современной экспедиции (конец ХХ в.) с целью изучения наследия французского философа. Для понимания междискурсного взаимодействия использовалась методика, разработанная В. Е. Чернявской и предполагающая выявление содержательно-тематических блоков в ткани текста.

Результаты и обсуждение. При анализе художественного пространства данного биофикционального текста были выявлены такие «центральные текстооформленные» дискурсы, как англоязычный дискурс описания русской культуры, исторический, политический, автобиографический дискурсы. Также в текстовой ткани наблюдаются проекции «периферийных» дискурсов, а именно: экономического, литературного, французского разговорного и некоторых других. М. Брэдбери использует стратегию целенаправленно инсценируемой интердискурсивности с целью персуазивного воздействия на читательское сознание, а также для вовлечения читателя в рефлективную игру в семантическом поле «фактологичность–фикциональность».

Заключение. Проведенное исследование установило, что интердискурсивность является одной из доминантных авторских стратегий построения биофикционального повествования, которая отражает основные особенности текстов, созданных в постмодернистской парадигме: смешение литературных жанров, игровой монтаж различных дискурсов и ироничный тон.

Об авторе

Н. А. Урусова
НИУ «Высшая школа экономики»
Россия

Урусова Надежда Александровна – преподаватель департамента иностранных языков. Урусова Надежда Александровна – преподаватель департамента иностранных языков

ул. Союза Печатников, д. 16, Санкт-Петербург, 190121



Список литературы

1. Андреева В. А. Литературный нарратив: текст и дискурс. СПб.: Норма, 2006.

2. Чернявская В. Е. Лингвистика текста. Лингвистика дискурса. М.: ФЛИНТА, Наука, 2013.

3. Фуко М. Археология знания / пер. с фр.; под ред. Б. Левченко. Киев: Ника-центр, 1996.

4. Филиппова С. Г. Об интердискурсивном характере художественного текста // STUDIA LINGUISTICA. 2013. № XXII. С. 343–351.

5. Чернявская В. Е. Интертекст и интердискурс как реализация текстовой открытости // Вопросы когнитивной лингвистики. 2004. № 1. С. 106–111. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/intertekst-i-interdiskurs-kak-realizatsiya-tekstovoy-otkrytosti (дата обращения: 20.03.2021).

6. Арнольд И. В. Семантика. Стилистика. Интертекстуальность. М.: ФЛИНТА, 2010.

7. Пешё М. Прописные истины. Лингвистика, семантика, философия // Квадратура смысла: французская школа анализа дискурса / пер. с фр. Л. А. Илюшечкиной. М.: Прогресс, 1999. С. 225–290.

8. Белоглазова Е. В. Интердискурсивность //Дискурс-Пи. 2010. № 1–2 (9–10). С. 359–360.

9. Чемодурова З. М. Интердискурсивность современных публицистических текстов гастрономической тематики // Когнитивные исследования языка. 2020. № 2 (41). С. 801–805.

10. Олизько Н. С. Интердискурсивность как категория постмодернистского письма // Вестн. Челябинск. гос. ун-та. 2007. № 15. С. 95–104. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/interdiskursivnost-kak-kategoriya-postmodernistskogo-pisma (дата обращения: 20.03.2021).

11. Чемодурова З. М. Игровой «монтаж» дискурсов различных типов в постмодернистском художественном тексте // Вестн. Череповецк. гос. ун-та. 2013. Т. 2, № 1. С. 74–78.

12. Киреева Н. В. Постмодернизм в зарубежной литературе. М.: ФЛИНТА, Наука, 2004.

13. Пестерев В. А. Постмодернизм и поэтика романа: историко-литературные и теоретические аспекты. Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2001.

14. Lackey M. Introduction to focus: Biofiction – its origins, natures, and evolutions // American Book Review. 2017. Vol. 39, no. 1. P. 3–4. https://doi.org/10.1353/abr.2017.0123.

15. Bradbury М. To the Hermitage. London: Picador, 2012.

16. Merriam-Webster Online Dictionary. URL: https://www.merriam-webster.com/dictionary/prodigious (дата обращения: 20.03.2021).

17. Кабакчи В. В., Белоглазова Е. В. Введение в интерлингвокультурологию. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2012.

18. Белоглазова Е. В. Русскоязычные вкрапления в аутентичной англоязычной литературе: к поэтике русизмов в нерусской литературе // ДИСКУРС. 2019. Т. 5, № 3. С. 90–98. https://doi.org/10.32603/2412-8562-2019-5-3-90-98.

19. Воронцова Т. И. Картина мира в тексте английской баллады (когнитивная основа и языковая репрезентация): автореф. дис. … д-ра филол. наук / РГПУ им. А. И. Герцена. СПб., 2003.

20. Чемодурова З. М. Когнитивный диссонанс как компонент интерпретационной программы постмодернистского художественного текста // Вопросы когнитивной лингвистики. 2019. № 2. С. 55–64.

21. Oxford English Dictionary online. URL: https://www.oed.com/oed2/00231475 (дата обращения: 20.03.2021).

22. Gibbons A. Contemporary Autofiction and Metamodern Affect // Metamodernism: historicity, affect and depth after postmodernism / ed. by R. Van den Akker, A. Gibbons, T. Vermeulen. London, N. Y.: Rowman & Littlefield International, 2017. Р. 117–130.

23. Merritt S. Paperback of the week: To the Hermitage. Malcolm Bradbury // The Guardian. 2001. 11 Mar. URL: https://www.theguardian.com/books/2001/mar/11/features.review3 (дата обращения: 20.03.2021).

24. Shapiro J. Adventures in Postmortemism // The New York Times. 2001. 1 April. URL: https://archive.nytimes.com/www.nytimes.com/books/01/04/01/reviews/010401.01shapirt.html (дата обращения: 20.03.2021).

25. Bradbury D. Introduction Essay. URL: http://www.malcolmbradbury.com/essay_biography.html (дата обращения: 20.03.2021).

26. Sahin U. On the Trail of Diderot // International Journal of Humanities and Social Science. 2018. Vol. 8, no. 1. P. 1–14. URL: https://www.researchgate.net/publication/339229877_On_the_Trail_of_Diderot (дата обращения: 20.03.2021).


Рецензия

Для цитирования:


Урусова Н.А. Интердискурсивность биофикционального повествования: образ Петербурга в романе М. Брэдбери «To the Hermitage». Дискурс. 2021;7(4):119-130. https://doi.org/10.32603/2412-8562-2021-7-4-119-130

For citation:


Urusova N.A. Interdiscursivity of Biofictional Narration: the Image of Petersburg in M. Bradbury’s “To the Hermitage”. Discourse. 2021;7(4):119-130. (In Russ.) https://doi.org/10.32603/2412-8562-2021-7-4-119-130

Просмотров: 379


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2412-8562 (Print)
ISSN 2658-7777 (Online)