Ценностные смыслы в текстах категории «Intelligent Travel»
https://doi.org/10.32603/2412-8562-2021-7-4-92-103
Аннотация
Введение. В статье представлены результаты исследования аксиологической составляющей англоязычных текстов категории «intelligent travel». Актуальность исследования обусловлена его очевидной антропоориентированной направленностью, все возрастающим развитием туристической индустрии и появлением новых туристических концепций, функционирование которых отражено в многочисленных трэвел-изданиях, а также недостаточной изученностью когнитивно-ценностного аспекта некоторых жанров трэвел-дискурса. Автором исследования предложена система ценностных значений и описаны способы их языковой репрезентации в повествовании о «медленном и осознанном путешествии».
Методология и источники. Материалом для лингвистического анализа послужили современные тексты, отобранные из авторитетного англоязычного интернет-издания о путешествиях National Geographic Magazine. В исследовании применялись следующие методы: сплошной выборки, семантического анализа, семантико-стилистического анализа, прагма-коммуникативного анализа. Отобранные трэвел-тексты интепретировались преимущественно методом лингвистического описания.
Результаты и обсуждение. В результате исследования раскрыто содержание категории «intelligent travel», рассмотрены существующие типологии ценностей, описаны ценностные смыслы в текстах данного жанра. Речь идет о сенсорных значениях, эстетических значениях, морально-этических значениях, рационалистических ценностных значениях. В рамках данной работы целесообразно обратиться к понятию «антиценности», репрезентируемому в языке текстов об «осознанном путешествии», в частности в текстах о защите дикой природы, и усиливающему прагматическое воздействие текста на читателя. На основе результатов исследования делается вывод о том, что категория «intelligent travel» имеет свою специфику языкового выражения, которая актуализируется в том числе через ценностные значения.
Заключение. Результаты исследования позволяют сделать вывод об особом ценностном потенциале трэвел-дискурса, в семантическом пространстве которого в рамках определенных трэвел-жанров, в частности текстов категории «intelligent travel» объективируются определенные ценностные значения, в совокупности сост авляющие ценностную картину мира трэвел-текста, через их призму путешествующий и переживающий автор выражает не только опыт собственного путешествия, но и нравственные устои жизни.
Об авторе
О. В. РамантоваРоссия
Рамантова Ольга Вячеславовна – кандидат филологических наук (2017), доцент кафедры иностранных языков. Автор более 30 научных публикаций. Сфера научных интересов: когнитивная лингвистика, коммуникативная лингвистика, теоретическая фонетика.
ул. Профессора Попова, д. 5, Санкт-Петербург, 197376
Список литературы
1. Гедгафова Н. А. Языковая репрезентация категории аттрактивности в научно-популярном журнале путешествий // Верхневолжский филологический вестник. 2018. № 1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/yazykovaya-reprezentatsiya-kategorii-attraktivnosti-v-nauchnopopulyarnom-zhurnale-puteshestviy (дата обращения: 25.01.2021).
2. Елкина И. И. Автор и адресат трэвел-медиатекста // Ученые записки Новгородского гос. ун-та. 2016. № 2 (6). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/avtor-i-adresat-trevel-mediateksta (дата обращения: 24.01.2021).
3. Казина А. И. Основные лингвокогнитивные особенности дискурса тревел -блогов: стимулирование познавательных интенций, самопрезентация, самокоммуникация (на материале английского языка) // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2019. Т. 12, № 7. С. 192–196. https://doi.org/10.30853/filnauki.2019.7.41.
4. Лучинская С. Ю. Журналы-травелоги в условиях глобализации массмедиа: дис. … канд. филол. наук / Кубан. гос. ун-т. Краснодар, 2009.
5. Погодаева С. А. Языковые средства аргументации во французском туристическом дискурсе: дис. … канд. филол. наук / Иркут. гос. лингвист. ун-т. Иркутск, 2008.
6. Полежаев Ю. Г. Когнитивно-ценностный аспект трэвел-журналов // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2016. № 4 (58). Ч. 2. С. 142–144.
7. Рамантова О. В. Особенности языковой репрезентации «осознанного путешествия» в англоязычном трэвел-дискурсе // Казанская наука. 2020. № 8. С. 42–48.
8. Редькина Т. Ю. Этические и культурно-речевые нормы в трэвел-медиатексте // Экология языка и коммуникативная практика. 2014. № 1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/eticheskie-i-kulturno-rechevye-normy-v-trevel-mediatekste (дата обращения: 24.02.2021).
9. Тарнаева Л. П., Дацюк В. В. Туристический дискурс: лингвопрагматические характеристики // Вестн. С.-Петерб. ун-та. Сер. 9. 2013. № 3. С. 229–235.
10. Филатова Н. В. Дискурс сферы туризма в прагматическом и лингвистическом аспектах: дис. … канд. филол. наук / МГЛУ. Москва, 2014.
11. Honore C. In Praise of Slowness: Challenging the Cult of Speed. Toronto: Ontario, Random House, 2004.
12. Chon K. S. The Tourism and Leisure Industry: Shaping the Future. N. Y.: Routledge, 2012.
13. Macmillan Dictionary. URL: https://www.macmillandictionary.com/buzzword/entries/slow-travel.html (дата обращения: 24.03.2021).
14. Кадачиева Х. М., Магомедова Н. З. Ценностная картина мира и ее отражение в английском языке (на материале современных британских рассказов) // Вестн . Челяб. гос. ун-та. Филология. Искусствоведение. 2010. Вып. 49, № 34 (215). С. 48–50.
15. Bouchet C. M. Local Flavor: Mojitos in Havana // National Geographic. 2016. 19 Feb. URL: https://www.nationalgeographic.com/travel/article/where-to-find-the-best-mojitos-in-havana (дата обращения: 24.04.2021).
16. Local Flavor: Hot Chicken in Nashville // National Geographic. 2016. 26 Feb. URL: https://www.nationalgeographic.com/travel/article/local-flavor-hot-chicken-in-nashville (дата обращения: 24.04.2021).
17. Just back: Paris // National Geographic. 2015. 22 Jan. URL: https://www.nationalgeographic.com/travel/intelligent-travel/2015/01/22/just-back-paris/ (дата обращения: 15.04.2021).
18. Abercrombie P. Discover Italy’s Aperitivo Capital // National Geographic. 2016. 29 Feb. URL: https://www.nationalgeographic.com/travel/article/italys-aperitivo-capital-turin-vermouth-torino (дата обращения: 24.04.2021).
19. O’Keefe S. Find the best foodie souvenirs in France // National Geographic. 2018. 24 Dec. URL: https://www.nationalgeographic.com/travel/intelligent-travel/2016/01/20/david-lebovitzs-favorite-edible-french-souvenirs (дата обращения: 28.04.2021).
20. Everything to know about Hawaii Volcanoes National Park // National Geograph ic. 2019. 15 July. URL: https://www.nationalgeographic.com/travel/national-parks/hawaii-volcanoes-national-park (дата обращения: 24.04.2021).
21. Readicker-Henderson E. A Traveler’s Ode to Water // National Geographic. 2016. 17 Feb. URL: https://www.nationalgeographic.com/travel/article/a-travelers-ode-to-water (дата обращения: 24.04.2021).
22. Kehoe J. Ecotourism could help the “Amazon of north America” recover. Here’s how // National Geographic. 2021. 16 April. URL: https://www.nationalgeographic.com/travel/article/the-amazon-of-north-america-is-disintegrating-visit-mindfully (дата обращения: 23.04.2021).
23. Bond M. The Fight to Save Africa’s Rhinos // National Geographic. 2016. 11 Feb. URL: https://www.nationalgeographic.com/travel/article/the-fight-to-save-africas-rhinos (дата обращения: 25.04.2021).
24. Free as a Bird in Cambodia // National Geographic. 2016. 16 Feb. URL: https://www.nationalgeographic.com/travel/article/free-as-a-bird-in-cambodia (дата обращения: 20.04.2021).
25. Солодилова И. А., Перевалов В. В. Ценностная картина мира как объект лингвистического изучения // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Гуманитарные науки, Филология. 2018. № 3. С. 180–183.
26. Hornby A. S. Oxford Advanced Learner’s Dictionary of Current English. Oxford: Oxford University Press, 1995.
Рецензия
Для цитирования:
Рамантова О.В. Ценностные смыслы в текстах категории «Intelligent Travel». Дискурс. 2021;7(4):92-103. https://doi.org/10.32603/2412-8562-2021-7-4-92-103
For citation:
Ramantova O.V. The Value Semantics in “Intelligent Travel” Discourse. Discourse. 2021;7(4):92-103. (In Russ.) https://doi.org/10.32603/2412-8562-2021-7-4-92-103