Герменевтика и ее новые тенденции: к вопросу об изменении эстетической парадигмы
https://doi.org/10.32603/2412-8562-2021-7-4-5-16
Аннотация
Введение. В работе рассматривается основной вектор развития современных литературоведческих и герменевтических исследований. Основная цель состоит в том, чтобы показать, как изменился взгляд на текст и каковы важные инструменты в процессе его интерпретации.
Методология и источники. Во-первых, рассматриваются различные философские и литературные подходы к текстам. Одной из основных идей, лежащих в основе метода исследования, является сравнение модернистской, постмодернистской и метамодернистской парадигм в процессах интерпретации текста. Вторым важным аспектом является рассмотрение феноменов «симптоматического» и «поверхностного» чтения как важного инструмента в обсуждении того, несет ли текст какой-либо смысл, кроме непосредственно выводимого или прямого, и каков самый современный, если не лучший, способ интерпретации текста, его прочтения. Большинство анализируемых текстов являются литературными, представляют собой примеры англоязычного художественного дискурса.
Результаты и обсуждение. Результаты исследования определяют ряд тенденций в отношении взгляда и развития современной герменевтики. Среди общих выводов – переход от модернистских к постмодернистским и метамодернистским паттернам в нарративе. Что касается процесса интерпретации текста, здесь констатируется общая тенденция рассматривать поверхностный уровень текста как несущий все необходимые смыслы. Исключение критической составляющей при интерпретации текста является одной из основополагающих точек зрения, поскольку художественный текст сам по себе объясняет больше, чем любая поддерживающая попытка его объяснения. Отчетливо выражена тенденция современного художественного текста перенимать характеристики поэзии. Психоаналитическая точка зрения на текст конкурирует с философской интерпретацией текста.
Заключение. Метамодернистская тенденция, поверхностное чте ние и внимание к мельчайшим деталям художественного текста, а не к его объяснению, по -видимому, составляют ядро современного взгляда на литературные тексты, их интерпретацию и, соответственно, смысл.
Ключевые слова
Об авторе
Н. Ф. ЩербакРоссия
Щербак Нина Феликсовна – кандидат филологических наук (2015), доцент кафедры английской филологии и лингвокультурологии. Автор более 150 научных публикаций, монографий и научно-популярных книг. Сфера научных интересов: современная литературоведческая теория, нарратология, когнитивная лингвистика.
Университетская наб., д. 7/9, Санкт-Петербург, 199034
Список литературы
1. Hassan I. Toward a Concept of Postmodernism // The postmodern turn: essays in postmodern theory and culture. Columbus: Ohio State Univ. Press, 1987. P. 84–96.
2. Делёз Ж. Различие и повторение / пер. с фр. Н. Б. Маньковской, Э. П. Юровской. СПб.: Петрополис, 1998.
3. Vermeulen Т., van den Akker R. Notes on Metamodernism // J. of Aesthetics and Culture. 2010. Vol. 2, iss. 1. P. 1–14. https://doi.org/10.3402/jac.v2i0.5677.
4. Гройс Б. O новом. Опыт экономики культуры / пер. с нем. Т. Зборовской. М.: Ad Marginem Press, 2015.
5. Хрущева Н. А. Метамодернизм в музыке и вокруг нее. М.: Рипол-классик, 2020.
6. Лаврова С. В. «Логика смысла» новой музыки. Опыт структурно-семантического анализа на примере творчества Хельмута Лахенманна и Сальваторе Шаррино. СПб.: СПбГУ, 2013.
7. Best S., Marcus S. Surface Reading: An Introduction // Representations. 2009. Vol. 108, no. 1. P. 1–21. https://doi.org/10.1525/rep.2009.108.1.1.
8. Fetterley J. Resisting reader. A feminist approach to American literature. Bloomington: Indiana University Press, 1978.
9. Showalter E. Towards a feminist poetics // Twentieth century literary theory / ed. by K. M. Newton. N. Y.: MacMillan, 1997. P. 216–219.
10. Fanon F. The Negro and Psychopathology // Black Skin, White Masks. Paris: Éditions du Seuil, 1952. P. 141–209.
11. Fanon F. The Wretched of the Earth. London: Macgibbon and Kee, 1965.
12. Boehmer E. Postcolonialism // Modern Literary theory / ed. by Ph. Rice, P. Waugh. London: Bloomsbury Academic, 1989. P. 340–361.
13. Eliot T. S. Tradition and the Individual talent // Selected Prose / ed. by F. Kermode. N. Y.: Harcourt, Brace, Jovanovich, 1975. P. 37–44.
14. Eliot T. S. The functions of criticism // Selected Prose / ed. by F. Kermode. N. Y.: Harcourt, Brace, Jovanovich, 1975. P. 68–76.
15. Pound E. A Collection of critical essays / ed. by W. Salton. N. J.: Prentice Hall, 1963.
16. Winterson J. Oranges are not the only fruit. London: Vintage, 1991.
17. Hiraga M. K. Diagrams and metaphors: Iconic aspects in language // J. of Pragmatics. 1994. Vol. 22. P. 5–21.
18. Winterson J. Frankissstein: a Love Story. Rochester: Vintage Digital, 2019.
19. Griffin S. M. Spare and found parts. London: Greenwillow books, 2016.
20. Felman S. Writing and Madness. Literature, philosophy, psychoanalysis // Meridian. Crossing Aesthetics / ed. by W. Hamacher. Palo Alto, California: Stanford University Press, 2003. P. 141–183.
21. Hallward P. Deleuze and Psychoanalysis. Philosophical essays on Deleuze’s debate with psychoanalysis. Leuven University Press, 2010. URL: http://s357a.blogspot.com/2012/02/vs.html (дата обращения: 28.02.2021).
Рецензия
Для цитирования:
Щербак Н.Ф. Герменевтика и ее новые тенденции: к вопросу об изменении эстетической парадигмы. Дискурс. 2021;7(4):5-16. https://doi.org/10.32603/2412-8562-2021-7-4-5-16
For citation:
Shcherbak N.F. Hermeneutics and its New Tendencies: to the Question of Aesthetic Paradigm Change. Discourse. 2021;7(4):5-16. https://doi.org/10.32603/2412-8562-2021-7-4-5-16