Кинематограф Дзиги Вертова как язык темпоральной рефлексии
Аннотация
Введение. Статья посвящена общему теоретическому анализу кинематографа Дзиги Вертова как языка темпоральной рефлексии. Фундамент исследования составляет гипотеза, согласно которой творчество Вертова выражает особенности темпорального режима культуры советского модерна.
Методология и источники. На основании работы А. Ассман приводится характеристика таких понятий как «темпоральная рефлексия» и «темпоральный режим культуры». Эти понятия переосмысляются и рассматриваются в качестве методологического основания для анализа неигрового кинематографа.
Результаты и обсуждение. В результате анализа как фильмов и текстов самого Вертова, так и теоретических работ, посвященных исследованию его творчества, доказывается, что неигровые фильмы Вертова можно рассматривать в качестве символического языка темпоральной рефлексии. Особое внимание в статье уделено на теоретическом уровне многочисленным сочинениям и манифестам Вертова, а на техническом уровне – изобретенным и используемым им кинематографическим приемам и средствам выражения опыта времени. На примере фильма «Человек с киноаппаратом» (1929 г.) показано, что творчество Вертова выражает особенности темпорального режима культуры модерна, среди признаков которой исследователи выделяют перелом времени, фикцию нового начала, творческое разрушение, возникновение понятия «историческое» и ускорение времени. Этот вывод подтверждается также рядом теоретических положений в работах Вертова, часть которых использована в статье.
Заключение. На основании проведенного анализа делается вывод о том, что кинематографические эксперименты Вертова вырабатывают новый язык описания времени, который функционирует посредством механического редуцирования реальности и синтеза полученных образов-перцепций на основании принципа идеологической и поэтической целесообразности.
Ключевые слова
Об авторе
А. Е. ЯкимовРоссия
Якимов Андрей Евгеньевич – аспирант департамента философии, инженер-исследователь Лаборатории сравнительных исследований толерантности и признания Уральского гуманитарного института
ул. Мира, д. 19, Екатеринбург, 620002
Список литературы
1. Tomas D. Vertov, Snow, Farocki: Machine Vision and the Posthuman. N. Y.: Bloomsbury, 2013.
2. Manovich L. Visualizing Vertov // Russian Journal of Communication. 2013. Vol. 5, no. 1. P. 44–55. DOI: https://doi.org/10.1080/19409419.2013.775546.
3. Bordwell D. Dziga Vertov: An Introduction // Film Comment. 1972. Vol. 8, no. 1. P. 38–42.
4. MacKay J. Dziga Vertov: Life and Work. Academic Studies Press, 2018. DOI: https://doi.org/10.1515/9781618117359.
5. Bulgakowa O., Bordwell D. The Ear against the Eye: Vertov’s “Symphony” // Monatshefte. 2006. Vol. 98, no. 2. P. 219–243.
6. Рошаль Л. М. Дзига Вертов. М.: Искусство, 1982.
7. Вертов Д. Статьи. Дневники. Замыслы. М.: Искусство, 1966.
8. Тарковский А. Запечатленное время // Вопросы киноискусства. 1967. № 10. С. 79–102.
9. Ассман А. Распалась связь времен? Взлет и падение темпорального режима Модерна / пер. с нем. Б. Хлебникова, Д. Тимофеева. М.: Новое литературное обозрение, 2017.
10. Булгакова О. Советский слухоглаз. Кино и его органы чувств. М.: Новое литературное обозрение, 2010.
11. Мамулия Д. Инфляция реальности // Сеанс. 2007. № 31. С. 3–13. URL: https://web.archive.org/web/20080610002833/http://www.seance.ru/blog/new_issues/ (дата обращения: 15.10.2020).
12. Ямпольский М. Б. Смысл приходит в мир. Заметки о семантике Дзиги Вертова // Киноведческие записки. 2008. № 87. С. 54–65.
13. Лиотар Ж.-Ф. L’acinéma / пер. с фр. Т. Осиповой // Cineticle. 2020. № 26. URL: https://cineticle.com/magazine/issue-26/lacinema-jean-francois-lyotard (дата обращения: 15.02.2021).
14. Мыльников Д. Ю. «Киноглаз»: концепция условности в документалистике Дзиги Вертова // Вестн. ВГИК. 2017. № 2 (32). С. 34–44.
15. Делёз Ж. Кино. Кино 1: Образ-движение. Кино 2: Образ-время / пер. с фр. Б. Скуратова. М.: Ад Маргинем, 2004.
16. Степанов М. А. След машины: генеалогия «комплекса аппарат-оператор» Вилема Флюссера // Расщепления визуального: значение новых медиа / под ред. О. Шишко, А. Щербенюк. М.: Манеж, 2015. С. 20–28.
17. Флюссер В. О проецировании / пер. с нем. М. А. Степанова // Хора. Журнал современной зарубежной философии и философской компаративистики. 2009. № 3/4 (9/10). С. 65–76.
18. Пронин А. А. Дзига Вертов: от «слышу» к «вижу» // Вестн. Томского гос. ун-та. Филология. 2020. № 63. С. 282–291. DOI: https://doi.org/10.17223/19986645/63/16.
19. Шюц А. Некоторые структуры жизненного мира // Вопр. социальной теории. 2008. Т. 2, № 2. С. 72–87.
Рецензия
Для цитирования:
Якимов А.Е. Кинематограф Дзиги Вертова как язык темпоральной рефлексии. Дискурс. 2021;7(3):36-51. https://doi.org/10.32603/2412-8562-2021-7-3-36-51
For citation:
Yakimov A.E. Dziga Vertov’s Cinema as a Language of Temporal Reflection. Discourse. 2021;7(3):36-51. (In Russ.) https://doi.org/10.32603/2412-8562-2021-7-3-36-51