Preview

Дискурс

Расширенный поиск

Кинематограф Дзиги Вертова как язык темпоральной рефлексии

https://doi.org/10.32603/2412-8562-2021-7-3-36-51

Полный текст:

Аннотация

Введение. Статья посвящена общему теоретическому анализу кинематографа Дзиги Вертова как языка темпоральной рефлексии. Фундамент исследования составляет гипотеза, согласно которой творчество Вертова выражает особенности темпорального режима культуры советского модерна.

Методология и источники. На основании работы А. Ассман приводится характеристика таких понятий как «темпоральная рефлексия» и «темпоральный режим культуры». Эти понятия переосмысляются и рассматриваются в качестве методологического основания для анализа неигрового кинематографа.

Результаты и обсуждение. В результате анализа как фильмов и текстов самого Вертова, так и теоретических работ, посвященных исследованию его творчества, доказывается, что неигровые фильмы Вертова можно рассматривать в качестве символического языка темпоральной рефлексии. Особое внимание в статье уделено на теоретическом уровне многочисленным сочинениям и манифестам Вертова, а на техническом уровне – изобретенным и используемым им кинематографическим приемам и средствам выражения опыта времени. На примере фильма «Человек с киноаппаратом» (1929 г.) показано, что творчество Вертова выражает особенности темпорального режима культуры модерна, среди признаков которой исследователи выделяют перелом времени, фикцию нового начала, творческое разрушение, возникновение понятия «историческое» и ускорение времени. Этот вывод подтверждается также рядом теоретических положений в работах Вертова, часть которых использована в статье.

Заключение. На основании проведенного анализа делается вывод о том, что кинематографические эксперименты Вертова вырабатывают новый язык описания времени, который функционирует посредством механического редуцирования реальности и синтеза полученных образов-перцепций на основании принципа идеологической и поэтической целесообразности.

Об авторе

А. Е. Якимов
Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б. Н. Ельцина
Россия

Якимов Андрей Евгеньевич – аспирант департамента философии, инженер-исследователь Лаборатории сравнительных исследований толерантности и признания Уральского гуманитарного института

ул. Мира, д. 19, Екатеринбург, 620002



Список литературы

1. Tomas D. Vertov, Snow, Farocki: Machine Vision and the Posthuman. N. Y.: Bloomsbury, 2013.

2. Manovich L. Visualizing Vertov // Russian Journal of Communication. 2013. Vol. 5, no. 1. P. 44–55. DOI: https://doi.org/10.1080/19409419.2013.775546.

3. Bordwell D. Dziga Vertov: An Introduction // Film Comment. 1972. Vol. 8, no. 1. P. 38–42.

4. MacKay J. Dziga Vertov: Life and Work. Academic Studies Press, 2018. DOI: https://doi.org/10.1515/9781618117359.

5. Bulgakowa O., Bordwell D. The Ear against the Eye: Vertov’s “Symphony” // Monatshefte. 2006. Vol. 98, no. 2. P. 219–243.

6. Рошаль Л. М. Дзига Вертов. М.: Искусство, 1982.

7. Вертов Д. Статьи. Дневники. Замыслы. М.: Искусство, 1966.

8. Тарковский А. Запечатленное время // Вопросы киноискусства. 1967. № 10. С. 79–102.

9. Ассман А. Распалась связь времен? Взлет и падение темпорального режима Модерна / пер. с нем. Б. Хлебникова, Д. Тимофеева. М.: Новое литературное обозрение, 2017.

10. Булгакова О. Советский слухоглаз. Кино и его органы чувств. М.: Новое литературное обозрение, 2010.

11. Мамулия Д. Инфляция реальности // Сеанс. 2007. № 31. С. 3–13. URL: https://web.archive.org/web/20080610002833/http://www.seance.ru/blog/new_issues/ (дата обращения: 15.10.2020).

12. Ямпольский М. Б. Смысл приходит в мир. Заметки о семантике Дзиги Вертова // Киноведческие записки. 2008. № 87. С. 54–65.

13. Лиотар Ж.-Ф. L’acinéma / пер. с фр. Т. Осиповой // Cineticle. 2020. № 26. URL: https://cineticle.com/magazine/issue-26/lacinema-jean-francois-lyotard (дата обращения: 15.02.2021).

14. Мыльников Д. Ю. «Киноглаз»: концепция условности в документалистике Дзиги Вертова // Вестн. ВГИК. 2017. № 2 (32). С. 34–44.

15. Делёз Ж. Кино. Кино 1: Образ-движение. Кино 2: Образ-время / пер. с фр. Б. Скуратова. М.: Ад Маргинем, 2004.

16. Степанов М. А. След машины: генеалогия «комплекса аппарат-оператор» Вилема Флюссера // Расщепления визуального: значение новых медиа / под ред. О. Шишко, А. Щербенюк. М.: Манеж, 2015. С. 20–28.

17. Флюссер В. О проецировании / пер. с нем. М. А. Степанова // Хора. Журнал современной зарубежной философии и философской компаративистики. 2009. № 3/4 (9/10). С. 65–76.

18. Пронин А. А. Дзига Вертов: от «слышу» к «вижу» // Вестн. Томского гос. ун-та. Филология. 2020. № 63. С. 282–291. DOI: https://doi.org/10.17223/19986645/63/16.

19. Шюц А. Некоторые структуры жизненного мира // Вопр. социальной теории. 2008. Т. 2, № 2. С. 72–87.


Для цитирования:


Якимов А.Е. Кинематограф Дзиги Вертова как язык темпоральной рефлексии. Дискурс. 2021;7(3):36-51. https://doi.org/10.32603/2412-8562-2021-7-3-36-51

For citation:


Yakimov A.E. Dziga Vertov’s Cinema as a Language of Temporal Reflection. Discourse. 2021;7(3):36-51. (In Russ.) https://doi.org/10.32603/2412-8562-2021-7-3-36-51

Просмотров: 21


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2412-8562 (Print)
ISSN 2658-7777 (Online)