Preview

Дискурс

Расширенный поиск

Социальное и профессиональное осознание студентами инженерно-технических специальностей наступающей цифровизации (Опыт пилотажного исследования и первые итоги)

https://doi.org/10.32603/2412-8562-2021-7-1-43-56

Полный текст:

Аннотация

Введение. Наступающая цифровизация по-особому воспринимается и осознается студентами инженерно-технических факультетов. Это стало более очевидным в условиях пандемии, когда старшее поколение оценивает это наступление чаще негативно, а студенчество – с пониманием, а нередко и с восторгом. С какими достоинствами и с какими проблемами отождествляет наступление цифровизации на социальное пространство общества та часть молодежи, которая ориентируется на инженерно-техническое образование? Насколько осознаны ими преимущества и достоинства цифровизации в профессиональном и социальном смыслах? Ответы на эти вопросы как основная цель исследования обсуждаются в представленной статье.

Методология и источники. Методология исследования формируется как мультипарадигмальная на базе совокупности исследований, посвященных изучению практик формирования социальных отношений студенчества, складывающихся на основе социальных сетей и мобильных устройств, Интернета. Очевидно, что общество столкнулось с революционными изменениями эпохального порядка, направление и характер которых плохо согласуется с некоторыми методологическими принципами, сложившимися ранее в теоретических концепциях. Эти измененные обстоятельства также предопределили стратегию и методику пилотажного эмпирического исследования, которые можно определить как качественные.

Результаты и обсуждение. Показано наличие противоречий между реальной глубокой включенностью студентов инженерно-технического профиля в цифровизацию и некоторое отставание осознания социальных контекстов и социальных смыслов цифровизации. Эмпирические результаты подтверждают, что студенты хорошо осознают следующие аспекты: расширяющийся круг профессий, связанных с ИТ-технологиями; возникновение новых профессиональных групп; профессиональные отличия инженеров, работавших в более ранние периоды, в сравнении с современными инженерами. Однако осознание влияния дигитализации на социальные процессы (в частности на социальную стратификацию и новые формы социального неравенства) и в целом понимание социальных реальностей цифрового общества происходят с некоторым опозданием.

Заключение. Полученные результаты исследования раскрывают неоднозначность восприятия цифровизации студентами инженерно-технического профиля. Реальная динамика процесса цифровизации опережает социальное осознание этих реалий. Более четко студентами осознаются и положительно оцениваются технические и технологические достоинства цифровизации, в то время как социальные последствия оцениваются несколько пассивно и по ограниченному кругу проблем. Осознанность наступившей цифровизации в студенческой среде не отражает всей совокупности многочисленных социальных аспектов цифровизации.

Об авторах

П. П. Дерюгин
Санкт-Петербургский государственный университет; Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет «ЛЭТИ» им. В. И. Ульянова (Ленина)
Россия

Дерюгин Павел Петрович – доктор социологических наук (2002), профессор кафедры прикладной и отраслевой социологии; профессор кафедры социологии и политологии. Автор более 200 научных публикаций. Сфера научных интересов: социальная диагностика, ценности и ценностные ориентации, сетевой подход в социологии

Университетская наб. 7/9, Санкт-Петербург, 199034

ул. Профессора Попова, д. 5, Санкт-Петербург, 197376



О. С. Баннова
Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет «ЛЭТИ» им. В. И. Ульянова (Ленина)
Россия

Баннова Олеся Сергеевна – аспирант кафедры социологии и политологии. Автор 3 научных публикаций. Сфера научных интересов: молодежь, массовое сознание, межнациональное согласие, человеческий капитал

ул. Профессора Попова, д. 5, Санкт-Петербург, 197376



Е. А. Камышина
Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет «ЛЭТИ» им. В. И. Ульянова (Ленина)
Россия

Камышина Елена Александровна – аспирант кафедры социологии и политологии. Автор 4 научных публикаций. Сфера научных интересов: молодежь, массовое сознание, межнациональное согласие, человеческий капитал

ул. Профессора Попова, д. 5, Санкт-Петербург, 197376



Р. Е. Попов
Санкт-Петербургский государственный университет
Россия

Попов Роман Евгеньевич – аспирант факультета социологии. Автор 3 научных публикаций. Сфера научных интересов: молодежь, массовое сознание, межнациональное согласие, человеческий капитал 

Университетская наб. 7/9, Санкт-Петербург, 199034



А. Н. Сидорова
Санкт-Петербургский государственный университет
Россия

Сидорова Анна Николаевна – аспирант факультета социологии Санкт-Петербургского государственного университета. Автор 5 научных публикаций. Сфера научных интересов: молодежь, массовое сознание, межнациональное согласие, человеческий капитал

Университетская наб. 7/9, Санкт-Петербург, 199034



Список литературы

1. Тихомиров Н. В. Информационно-коммуникационные технологии как фактор современной социализации: проблемы и вызовы // Вестн. Прикамского социального ин-та. 2019. № 1 (82). С. 193–196.

2. Кулькин А. М. Перспективы и риски развития технологий XXI века // Россия и современ-ный мир. 2012. № 4 (77). С. 172–186.

3. Полещенко К. Н., Разумов В. И., Рыженко Л. И., Семенюк Н. А. Конвергенция социальных и технологических инноваций как основа перехода современного общества в когнитивную фазу развития // Вестн. ОмГУ. 2012. № 2 (64). С. 236–240.

4. Linne J. Two generations of digital natives // Intercom: Revista Brasileira de Ciências da Co-municação. 2014. Vol. 37, № 2. P. 203–220. URL: https://www.scielo.br/scielo.php?pid=S1809-58442014000200203&script=sci_arttext&tlng=en (дата обращения: 10.12.2020). DOI: http://dx.doi.org/10.1590/1809-584420149.

5. Capogna S., Figus A., Mustica S. The Challenges for Digital Society: Education and E-Leadership // International J. of Innovation and Economic Development. 2018. Vol. 4, № 3. P. 12–19. URL: https://researchleap.com/challenges-digital-society-education-e-leadership/ (дата обращения: 10.10.2020). DOI: 10.18775/ijied.1849-7551-7020.2015.43.2002.

6. Combi M. Cultures and Technology: an Analysis of Some of the Changes in Progress – Digital, Global and Local Culture // Cultural Heritage in a Changing World / in K. Borowiecki, N. Forbes, A. Fresa (ed.). Cham: Springer, 2016. P. 3–15. DOI: https://doi.org/10.1007/978-3-319-29544-2_1.

7. Шиняева О. В., Полетаева О. В., Слепова О. М. Информационно-цифровое неравенство: поиски эффективных практик адаптации населения // Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. 2019. № 4. С. 68–85. DOI: https://doi.org/10.14515/monitoring.2019.4.04.

8. Dufva T., Dufva M. Grasping the future of the digital society // Futures. 2019. Vol. 107. P. 17–28. URL: https://www.sciencedirect.com/science/article/pii/S0016328717302252# (дата обращения: 17.10.2020). DOI: https://doi.org/10.1016/j.futures.2018.11.001.

9. Royakkers L., Timmer J., Kool L., Van Est R. Societal and ethical issues of digitization // Ethics and Information Technology. 2018. № 20. P. 127–142. DOI: https://doi.org/10.1007/s10676-018-9452-x.

10. Шмаков А. В. Кодекс ритуального поведения в контексте цифровой трансформации эко-номики // Terra Economicus. 2019. № 17 (4). С. 41–61. DOI: 10.23683/2073-6606-2019-17-4-41-61.

11. Бродовская Е. В., Хуанг Т. Цифровое поколение: гражданская мобилизация и политиче-ский протест российской молодежи // Мониторинг общественного мнения: Экономические и со-циальные перемены. 2019. № 5 (153). С. 3–18. DOI: https://doi.org/10.14515/monitoring.2019.5.01.

12. Балацкий Е. В. Глобальные вызовы четвертой промышленной революции // Terra Economicus. 2019. № 17 (2). С. 6–22. DOI: 10.23683/2073-6606-2019-17-2-6-22.

13. Иванова Н. А. Применение метода свободных ассоциаций в эмпирических социологиче-ских исследованиях // Вестн. СПбГУ. Социология. 2013. № 3. С. 116–122.

14. Савин С. Д. Культура как фактор динамической стабильности российского общества // Вестн. СПбГУ. Социология. 2010. № 2. С. 49–56.


Для цитирования:


Дерюгин П.П., Баннова О.С., Камышина Е.А., Попов Р.Е., Сидорова А.Н. Социальное и профессиональное осознание студентами инженерно-технических специальностей наступающей цифровизации (Опыт пилотажного исследования и первые итоги). Дискурс. 2021;7(1):43-56. https://doi.org/10.32603/2412-8562-2021-7-1-43-56

For citation:


Deryugin P.P., Bannova O.S., Kamyshina E.A., Popov R.E., Sidorova A.N. Social and Professional Awareness by Students of Engineers Specialties of the Upcoming Digitalization (Pilot Study Experience and First Results). Discourse. 2021;7(1):43-56. (In Russ.) https://doi.org/10.32603/2412-8562-2021-7-1-43-56

Просмотров: 14


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2412-8562 (Print)
ISSN 2658-7777 (Online)