Preview

Дискурс

Расширенный поиск

Культура «перекрестка»: зарождение блюза как контркультурная декларация

https://doi.org/10.32603/2412-8562-2020-6-6-49-64

Аннотация

Введение. Вклад, внесенный в изучение музыки широким кругом дисциплин вне академического музыковедения, таких к ак социология, антропология, социолингвистика, филология, культурология, способствовал развитию социокультурных исследований о роли музыки в общественных, межличностных отношениях и индивидуальных переживаниях. Целью изучения в статье являются социологические и антропологические исследования музыкально-песенных традиций в контексте социальных отношений, исторических потрясений, субкультур. В последние десятилетия данные исследования представляют научный и методологический интерес для ученых, анализирующих творческую деятельность человека, ее результаты и влияние на изменения в социальных отношениях государств и народов. Блюзовую традицию можно рассматривать как социокультурное явление, и в данном контексте она выступает как контркультура.

Методология и источники. Методологическую основу исследования составляет структурно-функциональное направление в социальных науках, в рамках которого искусство, его разновидности и творчество как необходимая деятельность человека могут изучаться целым набором методик. Музыкальная культура может изучаться как объект и как текст, что предполагает наличие соответствующих подходов: текстового и контекстуального. Результатом их использования является выявление смысловых отношений, которые через творческую активность людей влияют на социальные связи и отношения отдельных индивидов, групп, этнических сообществ. Подобный подход позволяет анализировать связь музыки и индивидуальных или коллективных представлений людей, формирование их идентичностей. Музыка и вложенные в нее значения формируют контекст социокультурных явлений, но также музыка сама является их контекстом. В статье использовались тексты и биографические данные таких исполнителей, как Son House, Robert Johnson, Skip James, William Samuel McTell, Edward W. Clayborn.

Результаты и обсуждение. В результате изучения и анализа социальной истории блюза конца XIX – начала XX вв., биографий блюзменов, а также текстов исполняемых песен были выявлены ведущие поэтические мотивы, отражающие личностные и социальные отношения представителей данной социальной группы. Такие образы, как любовь-флирт, несчастная любовь, отдых от работы (лучше сбежать от нее), образы сельской дороги Дельты, железнодорожные пути, вокзалы, товарные вагоны, уход из дома и одновременно тоска по его отсутствию, тюрьма, болезнь, смерть и кладбище, и их демонстрация через социально-ориентированное творчество формируют в глазах добропорядочных граждан маргинализацию тех, кто поет об этом.

Заключение. Рассмотренный материал наглядно показал, что блюз как музыкальный жанр, а также блюзмены как его исполнители и как носители культуры этого жанра представляют собой слаженную социальную систему, которую можно обозначить как контркультуру. Данный социальный и культурный феномен во многом сложился благодаря маргинальному положению его представителей, что выражалось в первую очередь в том, что блюз – состояние души, которое входило в противоречие с представлениями о респектабельности и «правильном» образе жизни.

Об авторе

М. П. Замотин
Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет «ЛЭТИ» им. В. И. Ульянова (Ленина)
Россия

Замотин Максим Павлович – старший преподаватель кафедры социологии и политологии. Автор 24 научных публикаций. Сфера научных интересов: социология культуры, социальная и культурная антропология

ул. Проф. Попова, д. 5, 197376



Список литературы

1. Roy W. G., Dowd T. J. What is Sociological about Music? // Annual Rev. of Sociology. 2010. Vol. 36. P. 183–203. DOI: https://doi.org/10.1146/annurev.soc.012809.102618.

2. DeNora T. Music in Everyday Life. Cambridge: Cambridge Univ. Press, 2000.

3. Писигин В. Ф. Пришествие блюза: в 5 т. Т. 1. Country Blues. Книга первая: Delta Blues, vol. 1 / под ред. С. А. Брезицкой. М.: Империум Пресс, 2009.

4. Charters S. The Roots of the Blues: an African Search. N. Y.: Da Capo Press, 1981.

5. Конен В. Д. Пути американской музыки: Очерки по истории музыкальной культуры США. М.: Сов. композитор, 1961.

6. Коровкин В. Корни блюза: опыт исследования афроамериканского фольклора // Полный джаз. 1992. № 4. URL: http://www.jazz.ru/mag/106/read.htm (дата обращения: 19.10.2020).

7. House ”Son” E. J. Am I right or wrong // Genius. URL: https://genius.com/Son-house-am-i-right-orwrong-lyrics (дата обращения: 19.10.2020).

8. James S. Hard Time Killing Floor Blues (Today! Album Version) // Genius. URL: https://genius.com/Skip-james-hard-time-killing-floor-blues-today-album-version-lyrics (дата обращения: 19.10.2020).

9. Clayborn E. W. This Time Another Year You May Be Gone. 1928 // AZ Lyrics. URL: https://app.lyrics.az/rev-edward-w-clayborn/rev-edward-w-clayborn-1926-1928/this-time-another-year-youmay-be-gone.html (дата обращения: 19.10.2020).


Рецензия

Для цитирования:


Замотин М.П. Культура «перекрестка»: зарождение блюза как контркультурная декларация. Дискурс. 2020;6(6):49-64. https://doi.org/10.32603/2412-8562-2020-6-6-49-64

For citation:


Zamotin M.P. The Culture of ”Crossroads”: the Emergency of Blues as a Countercultural Declaration. Discourse. 2020;6(6):49-64. (In Russ.) https://doi.org/10.32603/2412-8562-2020-6-6-49-64

Просмотров: 705


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2412-8562 (Print)
ISSN 2658-7777 (Online)