Preview

Дискурс

Расширенный поиск

Тенденции и особенности образовательной миграции в современной России

https://doi.org/10.32603/2412-8562-2020-6-2-15-28

Аннотация

Введение. Современное образовательное пространство в условиях приближения VI технологического уклада трансформируется под влиянием многих факторов. Определяющими из них являются технологические прорывы, качественно изменяющие образовательные практики. Глобализация рынка образовательных услуг, развивающееся экономическое неравенство и неравные возможности в разных регионах заставляют людей мигрировать в поисках оптимальных образовательных условий. В свою очередь образовательная миграция все более превращается в экономический механизм извлечения прибыли и становится для региональных образовательных систем своеобразным индикатором их конкурентоспособности. Изучение процессов образовательной миграции становится актуальным. В статье анализируются современные тенденции и особенности образовательной миграции в России.

Методология и источники. Методологическую основу работы составляет междисциплинарный подход. Ряд установок представлен в рамках социокультурного и деятельностного подходов (Н. Ю. Харари, Дж. Найт), экономического пласта рассмотрения проблематики, связанной с теорией миграционных процессов (Э. Г. Равенштейн, Э. Ли, М. Пиоре, И. Валлерстайн), исследованиях российских экономистов, политологов и социологов (А. Н. Джуринский, И. В. Ивахнюк и др.).

Результаты и обсуждение. История формирования национального академического капитала показывает, что сегодня интернационализация является ведущим трендом в его развитии, наряду с экономической, технологической и интеллектуальной составляющими. Это означает, что образовательная миграция как часть процесса интернационализации становится показателем конкурентоспособности региональных образовательных систем. Общая тенденция прослеживается достаточно четко: чем выше качество предоставляемых образовательных услуг и комфортнее экосистема образовательного пространства, тем актуальнее вектор миграции в данный регион. Этот тренд только начали исследовать в России. Но уже очевидно, что состояние регионального образовательного пространства страны имеет явно «перекошенный» характер, а проводимая государственная образовательная политика, далеко не всегда способствуют его оптимизации.

Заключение. Для реализации позитивного потенциала образовательной миграции и преодолению ее негативных последствий необходимо: проведение многофакторного анализа процессов миграции, не только на уровне отдельных вузов и регионов, но и в общероссийском масштабе; формирование такой экосистемы образования в регионах, которая позволила бы сократить разрыв между «центром и регионами», а также между «вузами-лидерами» и «вузами другой весовой категории».

Об авторах

С. И. Черных
Новосибирский государственный аграрный университет
Россия

Черных Сергей Иванович – доктор философских наук (2012), заведующий кафедрой истории и философии. Автор 152 научных публикаций. Сфера научных интересов: социальная философия, философия образования, логика, теории глобализации и информатизации, миросистемный подход.

ул. Добролюбова, д. 160, Новосибирск, 630039



А. А. Изгарская
Новосибирский военный институт имени генерала армии И. К. Яковлева войск национальной гвардии Российской Федерации
Россия

Изгарская Анна Анатольевна – доктор философских наук (2015), профессор кафедры гуманитарных и социальных наук. Автор 87 научных публикаций. Сфера научных интересов: социальная философия, политическая философия, миросистемный подход, геополитика, философия образования.

ул. Ключ-Камышенское плато, д. 6/2, Новосибирск, 630114



Список литературы

1. Knight J. Updated the Definition of Internationalization // International Higher Education. 2003. № 33. P. 2-3. DOI: https://doi.org/10.6017/ihe.2003.33.7391.

2. Knight J. Higher Education in Turmoil: The Chanding World of Internalization. Rotterdam: Sense Publishers, 2008.

3. Gerhards J., Silke H., Soren C. Social and Transnational Human Capital. How middle and Upper - Class Parents Prepare Their Children for Globalization. London: Routledge, 2017.

4. Изгарская А. А., Черных С. И. Интернационализация науки и образования как глобальный процесс: миросистемный подход // Дискурс. 2019. Т. 5. № 6. С. 42-56. DOI: 10.32603/2412-8562-2019-5-6-42-56.

5. Овчинникова Н., Зотова М., Гетманская А. Государственные программы образовательной мобильности в разных странах. 2019. URL: http://www.skolkovo.ru/public/media/documents/research/sedec/SKOLKOVO_SEDeC_International_Mobility_2019.pdf (дата обращения: 22.12.2019).

6. Барбашина Э. В., Гуляевская Н. В. Дистанционное/электронное обучение: минимизация сложностей // Профессиональное образование в современном мире. 2019. Т. 9. № 3. С. 29973008. DOI: 10.15372/PEMW20190312.

7. Chernykh S.I., Parshykov V.I. Online Education in Russia as a Form of on-the-Spot Learning // International Journal of Resent Technology and Engineering. 2019. Vol. 8, Iss. 3, P. 8322-8327. DOI: 10.35940/ijrte.C6607.098319.

8. Костенко В. В. Теория миграции: от ассимиляции к транснационализму // Журнал социологии и социальной антропологии. Т. XVII. 2014. No. 3. С. 62-76.

9. Старикова А. В. Учебные миграции в регионах России как ступень урбанизации. Пример Ярославской области. URL: https://conf.hse.ru/2019/program (дата обращения: 22.12.2019).

10. Черных С. И. Образование как общественное и индивидуальное благо // Профессиональное образование в современном мире. 2015. № 1 (16). С. 17-26.

11. Chernykh S. I., Parshykov V. I., Panarin V. I. Transformation of Educational Subjects in terms of post-soviet Russia // 2 The International scientific-practical conference «Innovation in science, technology and the integration of knowledge», London, 27 Feb.-2 Mar. 2015 / SCIEURO, London, UK. 2015. P. 195-206.

12. Богачева Н. В., Сивак Е. В. Мифы о «поколений Z». Серия: Современная аналитика образования. №1 (22). М.: НИУ ВШЭ, Институт образования. 2019.

13. Посыпкина А. Миграция за знаниями: сколько стоит высшее образование за границей // РБК. 2017. 5 сентября. URL: https://www.rbc.ru/money/05/09/2017/59ae5cd09a794765c1b6c8ae (дата обращения 17.01.2020).

14. Российский статистический ежегодник. М.: Изд-во Росстат. 2017. URL: https://www.gks.ru/free_doc/doc_2017/year/year17.pdf (дата обращения: 21.01.2020).

15. Российский статистический ежегодник. М.: Изд-во Росстат. 2018. URL: https://www.gks.ru/free_doc/doc_2018/year/year18.pdf (дата обращения 21.01.2020).

16. Круглов А., Степовой Б. Билет к лейтенантским звездам. Минобороны возвращает абитуриентам военных училищ бесплатный проезд до мест сдачи экзаменов // Известия. 2018. 25 июня. URL: https://iz.ru/758642/aleksandr-kruglov-bogdan-stepovoi/bilet-k-leitenantskim-zvezdam (дата обращения: 21.01.2020).

17. Агранович М. В каких вузах России хотят учиться иностранцы // Российская газета. 2019. 18 октября. URL: https://rg.ru/2019/10/18/reg-cfo/v-kakih-vuzah-rossii-hotiat-uchitsia-inostrancy.html (дата обращения 17.01.2020).

18. Education at a Glance 2018: OECD Indicators. OECD. 2018. URL: https://doi.org/10.1787/eag-2018-en (дата обращения: 21.12.2019).

19. Жанбосинова А. С., Ахметова Г. М. Казахстан и Россия: вопросы интеграции высшей школы // Евразийская интеграция: истоки, проблемы, перспективы: колл. моногр. Т. 1. СПб.: Ун-т при МПА ЕВРАзЭС, 2017. С. 273-293.

20. Габдрахманов Н. К. Концентрация студентов в системе высшего образования на карте Российской Федерации // Вестн. Российского ун-та дружбы народов. Серия: Экономика. 2019. Т. 27. № 1. С. 7-17. DOI: 10.22363/2313-2329-2019-27-1-7-17

21. Миграция населения в России: тенденции, проблемы. Социальный бюллетень / В. Трубин, Н. Николаева, С. Мякишева, А. Хусаинова. 2018, № 11. URL: https://ac.gov.ru/files/publication/a/16766.pdf (дата обращения 17.01.2020).

22. Губернаторов Е. Российские школьники стали чаще выбирать техникумы // РБК. 2019. 13 ноября. URL: https://www.rbc.ru/society/13/11/2019/5dcaaa629a7947d6d4e0a537_ (дата обращения 17.01.2020).

23. Ивахнюк И. В. Предложения к миграционной стратегии России до 2035 года // Российский совет по международным делам (РСМД), 25 сентября 2017 г. URL: https://russiancouncil.ru/activity/publications/predlozheniya-k-migratsionnoy-strategii-rossii-do-2035-goda/(дата обращения 17.01.2020).

24. Мищенко Е. Красота среди бегущих: что ждет высшее образование // Indicator. 2019. 31 декабря. URL: https://indicator.ru/humanitarian-science/reportazh-vuzpromexpo.htm (дата обращения 17.01.2020).

25. Россияне назвали пять лучших вузов страны // Interfax. URL: https://www.interfax.ru/russia/692450_ (дата обращения 17.01.2020).

26. Помочь тем, кому труднее. Владимир Путин выступил с Посланием Федеральному Собранию // Российская газета. 15 января 2020. №7 (8061). URL: https://rg.ru/2020/01/15/stenogramma-o-chem-rasskazal-vladimir-putin-v-poslanii-federalnomu-sobraniiu.html (дата обращения 17.01.2020).


Рецензия

Для цитирования:


Черных С.И., Изгарская А.А. Тенденции и особенности образовательной миграции в современной России. Дискурс. 2020;6(2):15-28. https://doi.org/10.32603/2412-8562-2020-6-2-15-28

For citation:


Chernykh S.I., Izgarskaya A.A. Trends and Peculiarities of Educational Migration in Modern Russia. Discourse. 2020;6(2):15-28. (In Russ.) https://doi.org/10.32603/2412-8562-2020-6-2-15-28

Просмотров: 576


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2412-8562 (Print)
ISSN 2658-7777 (Online)