Preview

Дискурс

Расширенный поиск

Интернационализация науки и образования как глобальный процесс: миросистемный подход

https://doi.org/10.32603/2412-8562-2019-5-6-42-56

Полный текст:

Аннотация

Введение. За последние 20 лет изменился масштаб и характер образовательной миграции, изменились ее механизмы, усовершенствовалась управленческая координация. Появление и развитие онлайн-образовательных платформ изменили общую картину и образовательной миграции, заставив исследователей возвратиться к анализу онтологических и теоретико-методологических оснований исследования образовательной миграции как интернационального и регионального феноменов. На сегодняшний день существует потребность в выборе теоретико-методологических оснований для объяснения проблем, возникших у российской науки и системы образования в процессе интернационализации. Авторы решают задачу анализа и синтеза таких необходимых оснований для последующего исследования образовательной миграции, ее форм и последствий, в том числе и для российского общества.

Методология и источники. В качестве методологической основы использованы теоретические конструкции миросистемного подхода (И. Валлерстайн). Также авторы используют идеи М. Деметера о распространении и конкуренции образцов современного образования в мире и результаты исследований Т. Шотта, изучавшего связи между научно-образовательными центрами. Авторы ставят задачу интеграции концепций миросистемного подхода и научного багажа ряда современных теорий (Дж. Найт, П. Коллиер) для постановки вопросов и последующего обсуждения ситуации, сложившейся на сегодняшний день в России.

Результаты и обсуждение. Производство знаний и национальные системы образования не автономны от общей динамики миросистемы, они являются неотъемлемыми частями ее функционирования. Результатом социальных отношений «ядро-полупериферия-периферия» является неравномерность в накоплении транснационального академического капитала. М. Деметер обозначил четыре типа современных обществ, различающихся по возможностям накопления транснационального академического капитала. Научная и образовательная миграция между странами первых трех типов, как правило, носит временный характер и полезна в плане общения высококвалифицированных специалистов. Миграция одаренных людей из периферии и полупериферии в ядро часто становится эмиграцией, что ведет периферийные общества к потерям в человеческом капитале и не оправдывающим себя расходам на образование. Стратегиями преодоления неравенства в накоплении академического капитала и отрицательных последствий эмиграции для образования и науки являются создание «вторичного ядра» на основе общности языка, а также «захват» основных рычагов в сфере организации мировой науки с одновременным развитием национального производства и увеличением рынка труда.

На основе полученных результатов авторы предлагают для обсуждения три вопроса о перспективах развития сложившейся ситуации в России. Во-первых, к какому из четырех типов обществ миросистемы (в соответствии с М. Деметером) следует отнести российское общество? Во-вторых, есть ли у России возможности создания «вторичного ядра» или «захвата» ведущих позиций в организации мировой науки и образования? В-третьих, есть ли в России сегодня осознанная стратегия формирования чего-то подобного «вторичному ядру»?

Заключение. Авторы утверждают, что интерпретация интернационализации образования и образовательной миграции на основе миросистемного подхода открывает ряд перспектив для последующих исследований.

Об авторах

А. А. Изгарская
Новосибирский военный институт имени генерала армии И.К. Яковлева войск национальной гвардии Российской Федерации
Россия

Изгарская Анна Анатольевна - доктор философских наук (2015), профессор кафедры гуманитарных и социальных наук Новосибирского военного института имени генерала армии И. К. Яковлева войск национальной гвардии Российской Федерации.

Ул. Ключ-Камышенское плато, д. 6/2, Новосибирск, 630114



C. И. Черных
Новосибирский государственный аграрный университет
Россия

Черных Сергей Иванович - доктор философских наук (2012), заведующий кафедрой истории и философии.

Ул. Добролюбова, д. 160, Новосибирск, 630039



Список литературы

1. Altbach P. G. Globalization and the university: realities in an unequal world // Tertiary Education and Management. 2004. Vol. 10, iss. 1. P. 3-25.

2. Education at a Glance 2017: OECD Indicators. OECD. 2017, URL: http://dx.doi.org/10.1787/lag-

3. - en (дата обращения: 21.08.2019). DOI: https://doi.org/10.1787/19991487.

4. Education at a Glance 2018: OECD Indicators. OECD. 2018, URL: http://dx.doi.org/10.1787/lag-

5. - en (дата обращения: 21.08.2019). DOI: https://doi.org/10.1787/19991487.

6. Global Flow of Tertiary - Level Students. URL: http://uis.unesco.org/en/uis-student-flow (дата обращения: 22.08.2019).

7. Заславская Т. И. Миграция сельского населения // Избр. произведения: в 3 т. Т. 1: Социальная экономика и экономическая социология. М.: Экономика, 2007. С. 205-277.

8. Зайончковская Ж. А. Миграция в постсоветском пространстве // Миграция в постсоветском пространстве: политическая стабильность и международное сотрудничество / под ред. Д. Азраела, В. Мукомеля, Э. П. Паина. М.: Центр этнополит. и регион. исслед., 1997. С. 14-37.

9. Pavis S., Platt S., Hubbard G. Young people in rural Scotland. Pathways to social inclusion and exclusion // Work, Employment and Society. 2001. № 15 (2). P. 291-309. DOI: https://doi.org/10.1177/09500170122118968.

10. Практика и драйверы миграционного поведения сельской молодежи в сибирском аграрном регионе / А. М. Серженко, Л. В. Родионова, О. Н. Колесникова, О. А. Иванова // Вестн. ТомГУ. Философия. Социология. Политология. 2019. № 47. С. 168-178. DOI: 10.17223/1998863Х/47/18.

11. Knight J. Updated the Definition of Internationalization // International Higher Education. 2003. № 33. P. 2-3. DOI: https://doi.org/10.6017/ihe.2003.33.7391.

12. Knight J. Higher Education in Turmoil: The Chanding World of Internalization. Rotterdam: Sense Publishers, 2008.

13. Knight J. Five truths about Internalization // International Higher Education. 2012. № 69. P. 4-5. DOI: https://doi.org/10.6017/ihe.2012.69.8644.

14. Knight J. Trade in Higher Education Services: The implications of GATS, URL: http://www.unesco.org/education/studyingabroad/highlights/global_forum/gats_he/jk_trade_he_gats _implications.pdf (дата обращения: 22.08.2019).

15. Старикова А. В. Учебные миграции в регионах России как ступень урбанизации. Пример Ярославской области. URL: https://conf.hse.ru/2019/program/ (дата обращения: 22.08.2019).

16. Meger J. W., Ramires F. O., Sousal Y. N. World Expansion of Mass Education, 1870-1980 // Sociology of Education. 1992. № 2. P. 128-149.

17. Demeter M. The World - Systematic Dynamics of Knowledge Production: The Distribution of Transnational Academic capital in the Social Sciences // J. of World-System Research. 2019. Vol. 25, iss. 1. P. 111-144. DOI: 10.5195/JWSR.2019.887.

18. Chambers I. The Museum of Migrating Modernity // Cultural Memory Migrating Modernities and Museum Practices / ed. B. Farrera. Milan: MelaBooks, 2012. P. 13-32.

19. Валлерстайн И. Анализ мировых систем и ситуация в современном мире / пер. с англ. П. М. Кудюкина; под ред. Б. Ю. Кагарлицкий. М.: Университетская книга, 2001.

20. Балибар Э., Валлерстайн И. Раса, нация, класс. Двусмысленные идентичности / пер. с англ. И. Глущенко и др. М.: Логос-Альтера; EcceHomo, 2003.

21. Schott T. Ties between center and periphery in the scientific world-system: accumulation of rewards, dominance and sell-reliance in the center // J. of World-System Research. 1998. Vol. 4, iss. 2. P. 112-144. DOI: https://doi.org/10.5195/jwsr.1998.148.

22. Gerhards J., Silke H., Soren C. Social and Transnational Human Capital. How middle and Upper - Class Parents Prepare Their Children for Globalization. London: Routledge, 2017.

23. Cervantes M., Dominique G. The brain drain: old myths, new realities. OECD Observer, 2002. URL: http://oecdobserver.org/news/archivestory.php/aid/673/The_brain_drain:_Old_myths,_new_realities.html (дата обращения: 16.08.2019).

24. Коллиер П. Исход. Как миграция меняет наш мир / пер. с англ. Н. Эдельман. М.: Изд-во Ин-та Гайдара, 2017.


Для цитирования:


Изгарская А.А., Черных C.И. Интернационализация науки и образования как глобальный процесс: миросистемный подход. Дискурс. 2019;5(6):42-56. https://doi.org/10.32603/2412-8562-2019-5-6-42-56

For citation:


Izgarskaya A.A., Chernykh S.I. The Internationalization of Science and Education as a Global Process: a World-System Approach. Discourse. 2019;5(6):42-56. (In Russ.) https://doi.org/10.32603/2412-8562-2019-5-6-42-56

Просмотров: 19


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2412-8562 (Print)
ISSN 2658-7777 (Online)