Интернационализация науки и образования как глобальный процесс: миросистемный подход
https://doi.org/10.32603/2412-8562-2019-5-6-42-56
Аннотация
Введение. За последние 20 лет изменился масштаб и характер образовательной миграции, изменились ее механизмы, усовершенствовалась управленческая координация. Появление и развитие онлайн-образовательных платформ изменили общую картину и образовательной миграции, заставив исследователей возвратиться к анализу онтологических и теоретико-методологических оснований исследования образовательной миграции как интернационального и регионального феноменов. На сегодняшний день существует потребность в выборе теоретико-методологических оснований для объяснения проблем, возникших у российской науки и системы образования в процессе интернационализации. Авторы решают задачу анализа и синтеза таких необходимых оснований для последующего исследования образовательной миграции, ее форм и последствий, в том числе и для российского общества.
Методология и источники. В качестве методологической основы использованы теоретические конструкции миросистемного подхода (И. Валлерстайн). Также авторы используют идеи М. Деметера о распространении и конкуренции образцов современного образования в мире и результаты исследований Т. Шотта, изучавшего связи между научно-образовательными центрами. Авторы ставят задачу интеграции концепций миросистемного подхода и научного багажа ряда современных теорий (Дж. Найт, П. Коллиер) для постановки вопросов и последующего обсуждения ситуации, сложившейся на сегодняшний день в России.
Результаты и обсуждение. Производство знаний и национальные системы образования не автономны от общей динамики миросистемы, они являются неотъемлемыми частями ее функционирования. Результатом социальных отношений «ядро-полупериферия-периферия» является неравномерность в накоплении транснационального академического капитала. М. Деметер обозначил четыре типа современных обществ, различающихся по возможностям накопления транснационального академического капитала. Научная и образовательная миграция между странами первых трех типов, как правило, носит временный характер и полезна в плане общения высококвалифицированных специалистов. Миграция одаренных людей из периферии и полупериферии в ядро часто становится эмиграцией, что ведет периферийные общества к потерям в человеческом капитале и не оправдывающим себя расходам на образование. Стратегиями преодоления неравенства в накоплении академического капитала и отрицательных последствий эмиграции для образования и науки являются создание «вторичного ядра» на основе общности языка, а также «захват» основных рычагов в сфере организации мировой науки с одновременным развитием национального производства и увеличением рынка труда.
На основе полученных результатов авторы предлагают для обсуждения три вопроса о перспективах развития сложившейся ситуации в России. Во-первых, к какому из четырех типов обществ миросистемы (в соответствии с М. Деметером) следует отнести российское общество? Во-вторых, есть ли у России возможности создания «вторичного ядра» или «захвата» ведущих позиций в организации мировой науки и образования? В-третьих, есть ли в России сегодня осознанная стратегия формирования чего-то подобного «вторичному ядру»?
Заключение. Авторы утверждают, что интерпретация интернационализации образования и образовательной миграции на основе миросистемного подхода открывает ряд перспектив для последующих исследований.
Об авторах
А. А. ИзгарскаяРоссия
Изгарская Анна Анатольевна - доктор философских наук (2015), профессор кафедры гуманитарных и социальных наук Новосибирского военного института имени генерала армии И. К. Яковлева войск национальной гвардии Российской Федерации.
Ул. Ключ-Камышенское плато, д. 6/2, Новосибирск, 630114
C. И. Черных
Россия
Черных Сергей Иванович - доктор философских наук (2012), заведующий кафедрой истории и философии.
Ул. Добролюбова, д. 160, Новосибирск, 630039
Список литературы
1. Altbach P. G. Globalization and the university: realities in an unequal world // Tertiary Education and Management. 2004. Vol. 10, iss. 1. P. 3-25.
2. Education at a Glance 2017: OECD Indicators. OECD. 2017, URL: http://dx.doi.org/10.1787/lag-
3. - en (дата обращения: 21.08.2019). DOI: https://doi.org/10.1787/19991487.
4. Education at a Glance 2018: OECD Indicators. OECD. 2018, URL: http://dx.doi.org/10.1787/lag-
5. - en (дата обращения: 21.08.2019). DOI: https://doi.org/10.1787/19991487.
6. Global Flow of Tertiary - Level Students. URL: http://uis.unesco.org/en/uis-student-flow (дата обращения: 22.08.2019).
7. Заславская Т. И. Миграция сельского населения // Избр. произведения: в 3 т. Т. 1: Социальная экономика и экономическая социология. М.: Экономика, 2007. С. 205-277.
8. Зайончковская Ж. А. Миграция в постсоветском пространстве // Миграция в постсоветском пространстве: политическая стабильность и международное сотрудничество / под ред. Д. Азраела, В. Мукомеля, Э. П. Паина. М.: Центр этнополит. и регион. исслед., 1997. С. 14-37.
9. Pavis S., Platt S., Hubbard G. Young people in rural Scotland. Pathways to social inclusion and exclusion // Work, Employment and Society. 2001. № 15 (2). P. 291-309. DOI: https://doi.org/10.1177/09500170122118968.
10. Практика и драйверы миграционного поведения сельской молодежи в сибирском аграрном регионе / А. М. Серженко, Л. В. Родионова, О. Н. Колесникова, О. А. Иванова // Вестн. ТомГУ. Философия. Социология. Политология. 2019. № 47. С. 168-178. DOI: 10.17223/1998863Х/47/18.
11. Knight J. Updated the Definition of Internationalization // International Higher Education. 2003. № 33. P. 2-3. DOI: https://doi.org/10.6017/ihe.2003.33.7391.
12. Knight J. Higher Education in Turmoil: The Chanding World of Internalization. Rotterdam: Sense Publishers, 2008.
13. Knight J. Five truths about Internalization // International Higher Education. 2012. № 69. P. 4-5. DOI: https://doi.org/10.6017/ihe.2012.69.8644.
14. Knight J. Trade in Higher Education Services: The implications of GATS, URL: http://www.unesco.org/education/studyingabroad/highlights/global_forum/gats_he/jk_trade_he_gats _implications.pdf (дата обращения: 22.08.2019).
15. Старикова А. В. Учебные миграции в регионах России как ступень урбанизации. Пример Ярославской области. URL: https://conf.hse.ru/2019/program/ (дата обращения: 22.08.2019).
16. Meger J. W., Ramires F. O., Sousal Y. N. World Expansion of Mass Education, 1870-1980 // Sociology of Education. 1992. № 2. P. 128-149.
17. Demeter M. The World - Systematic Dynamics of Knowledge Production: The Distribution of Transnational Academic capital in the Social Sciences // J. of World-System Research. 2019. Vol. 25, iss. 1. P. 111-144. DOI: 10.5195/JWSR.2019.887.
18. Chambers I. The Museum of Migrating Modernity // Cultural Memory Migrating Modernities and Museum Practices / ed. B. Farrera. Milan: MelaBooks, 2012. P. 13-32.
19. Валлерстайн И. Анализ мировых систем и ситуация в современном мире / пер. с англ. П. М. Кудюкина; под ред. Б. Ю. Кагарлицкий. М.: Университетская книга, 2001.
20. Балибар Э., Валлерстайн И. Раса, нация, класс. Двусмысленные идентичности / пер. с англ. И. Глущенко и др. М.: Логос-Альтера; EcceHomo, 2003.
21. Schott T. Ties between center and periphery in the scientific world-system: accumulation of rewards, dominance and sell-reliance in the center // J. of World-System Research. 1998. Vol. 4, iss. 2. P. 112-144. DOI: https://doi.org/10.5195/jwsr.1998.148.
22. Gerhards J., Silke H., Soren C. Social and Transnational Human Capital. How middle and Upper - Class Parents Prepare Their Children for Globalization. London: Routledge, 2017.
23. Cervantes M., Dominique G. The brain drain: old myths, new realities. OECD Observer, 2002. URL: http://oecdobserver.org/news/archivestory.php/aid/673/The_brain_drain:_Old_myths,_new_realities.html (дата обращения: 16.08.2019).
24. Коллиер П. Исход. Как миграция меняет наш мир / пер. с англ. Н. Эдельман. М.: Изд-во Ин-та Гайдара, 2017.
Рецензия
Для цитирования:
Изгарская А.А., Черных C.И. Интернационализация науки и образования как глобальный процесс: миросистемный подход. Дискурс. 2019;5(6):42-56. https://doi.org/10.32603/2412-8562-2019-5-6-42-56
For citation:
Izgarskaya A.A., Chernykh S.I. The Internationalization of Science and Education as a Global Process: a World-System Approach. Discourse. 2019;5(6):42-56. (In Russ.) https://doi.org/10.32603/2412-8562-2019-5-6-42-56