КАПИТАЛИЗАЦИЯ ТЕЛЕСНОСТИ В СОВРЕМЕННОМ МУЗЫКАЛЬНОМ КЛИПЕ
https://doi.org/10.32603/2412-8562-2019-5-2-78-89
Аннотация
Рассматриваются вопросы капитализации телесности в контексте социологической теории Пьера Бурдье и его последователей. Представлены результаты качественного визуального анализа российских музыкальных поп-клипов с точки зрения функционирования представленных в них телесных образов в качестве физического, эротического и символического капиталов. На данном материале выявлены три основных паттерна капитализации телесности: телесная трансформация, осуществляемая с целью обозначения положения героев в социальной иерархии, регуляция символической ценности телесных образов, а также легитимация гендерных стратегий накопления и конвертации эротического капитала.
Ключевые слова
Об авторах
А. М. ПивоваровРоссия
Пивоваров Александр Михайлович - канд. социол. наук, доцент кафедры социологии культуры и коммуникации
Д. В. Ткачук
Россия
Ткачук Дарья Владимировна - аспирантка кафедры социологии культуры и коммуникации
Список литературы
1. Turner B. The Body & Society. Explorations in Social Theory. 3rd еd. LA: SAGE Publications, 2008.
2. Shilling C. The Body and Social Theory. 2nd еd. London: SAGE Publications Ltd., 2003.
3. Howson A. The Body and Society. 2nd еd. Cambridge: Polity Press, 2013.
4. Тернер Б. Современные направления развития теории тела/ пер. с англ. О. Оберемко// THESIS. 1994. №6. С. 137–167.
5. Frank A. Bringing Bodies Back in: a Decade Review // Theory, Culture and Society. 1990. Vol. 7. P. 131–162.
6. Featherstone M. The Body in Consumer Culture // The Body: Social Process and Cultural Theory / eds. M. Featherstone, M. Hepworth, B. Turner. London: Sage publications, 1991. Р. 170–196.
7. Круткин В. Л. Телесность человека в онтологическом измерении// Общественные науки и современность. 1997. №4. С. 143–151.
8. Бодрийяр Ж. Общество потребления. Его мифы и структуры/ пер. с фр., послесл. и примеч. Е. А. Самарской. М.: Республика, 2006.
9. Липовецки Ж. Эра пустоты. Эссе о современном индивидуализме/ пер. с фр. В. В. Кузнецова. СПб.: Владимир Даль, 2001.
10. Райх В. Сексуальная революция. СПб.: Университетская книга; АСТ, 1997.
11. Маркузе Г. Эрос и цивилизация. Одномерный человек/ пер. с фр. М.: АСТ, 2003.
12. Кузуб Т. И. Музыкальная культура XX века как феномен эпохи глобализации: автореф. дис. … канд. культурологии/ УралГУ им. А. М. Горького. Екатеринбург, 2010.
13. Костина А. В. Популярная культура// Знание. Понимание. Умение. 2005. №3. С. 213– 215. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/populyarnaya-kultura (дата обращения: 27.01.2019).
14. Longhurst B., Bogdanovic D. Popular Music and Society. 3rd еd. Cambridge: Polity Press, 2014.
15. Хезмондалш Д. Музыка: почему она так важна для нас. Харьков: Гуманитарный Центр, 2014.
16. Шмелева Н. В., Бабаева А. В. Деонтологические аспекты восприятия лиц с ограниченными возможностями в контексте современной культуры// Психол. наука и образование. 2017. Т. 9, №1. C. 125–134.
17. Радаев В. В. Понятие капитала, формы капиталов и их конвертация// Экон. социология. 2002. Т. 3, №4. С. 20–32.
18. Бурдье П. Формы капитала/ пер. с фр. М. С. Добряковой// Экон. социология. 2002. Т. 3, №5. С. 60–74.
19. Бурдье П. Различение: социальная критика суждения/ пер. с фр. О. И. Кирчик// Экон. социология. 2005. Т. 6, №3. С. 25–48.
20. Bourdieu P. Sport and social class // Social Science Information. 1978. No 17. P. 819–840.
21. Бурдье П. Практический смысл/ под общ. ред. Н. А. Шматко. СПб.: Алетейя, 2001.
22. Bourdieu P. Distinction. A social Critique ofthe Judgement of Taste. London: Routledge, 2010.
23. Ваньке А. Телесный капитал мужчин рабочих профессий и офисных служащих// Сб. докл. XIII Апрельской междунар. науч. конф. по проблемам развития экономики и общества: в 4 кн. / отв. ред. Е. Г. Ясин. М.: Изд. дом ВШЭ, 2012. Кн. 3. С. 113–122.
24. Martin J., George M. Theories of Sexual Stratification: Toward an Analytics of the Sexual Field and a Theory of Sexual Capital // Sociological Theory. 2006. Vol. 24, iss. 2. P. 107–132.
25. Green A. I. The Social Organization of Desire: The Sexual Fields Approach // Sociological Theory. 2008. Vol. 26, iss. 1. P. 25–50.
26. Illouz E. Why Love Hurts: A Sociological Explanation. Cambridge: Polity Press, 2012.
27. Шматко Н. А. Анализ культурного производства Пьера Бурдье// Социол. исслед. 2003. №8. С. 113–120.
28. Бурдье П. Социология социального пространства/ пер. с фр. Н. А. Шматко. М.: Ин-т экспериментальной социологии; СПб.: Алетейя, 2007.
29. Бурдье П., Пассрон К. Основы теории символического насилия (Фрагменты из книги) / пер. с фр. Н. Шматко// Вопр. образования. 2006. №2. С. 39–60.
30. Culture Class Distinction / T. Bennett, M. Savage, E. Silva et al. London: Routledge, 2009.
31. Сибрук Дж. Машина песен. Внутри фабрики хитов. М.: Ад Маргинем Пресс, 2016.
32. Тросби Д. Экономика и культура/ пер. с англ. И. Кушнаревой. М.: Изд. дом ВШЭ, 2013.
33. Хезмондалш Д. Культурные индустрии/ пер. с англ. И. Кушнаревой; под науч. ред. А. Михалевой. М.: Изд. дом ВШЭ, 2014.
34. IFPI. Music Consumer Inside Report 2018. URL: https://ifpi.org/downloads/Music-ConsumerInsight-Report-2018.pdf (дата обращения: 20.01.2019).
35. Ритцер Дж. Макдональдизация общества5 / пер. с англ. А. В. Лазарева; вступ. ст. Т. А. Дмитриева. М.: Праксис, 2011.
36. Ткачук Д. В. Идеально-типические образы женского тела в популярных музыкальных видео// Сила слабых: гендерные аспекты взаимопомощи и лидерства: материалы Х Междунар. науч. конф. Российской ассоциации исследователей женской истории и Ин-та этнологии и ан-тропологии им. Н. Н. Миклухо-Маклая РАН. Ин-т этнологии и антропологии им. Н. Н. Миклухо-Маклая РАН. М., 2017. С. 166–169.
37. Гольман Е. А. Телесные практики женщин в зеркале феминистской дискуссии// Логос. 2018. Т. 28, №4. C. 129–156.
Рецензия
Для цитирования:
Пивоваров А.М., Ткачук Д.В. КАПИТАЛИЗАЦИЯ ТЕЛЕСНОСТИ В СОВРЕМЕННОМ МУЗЫКАЛЬНОМ КЛИПЕ. Дискурс. 2019;5(2):78-89. https://doi.org/10.32603/2412-8562-2019-5-2-78-89
For citation:
Pivovarov A.M., Tkachuk D.V. CAPITALIZATION OF BODY IN MODERN MUSIC VIDEOS. Discourse. 2019;5(2):78-89. (In Russ.) https://doi.org/10.32603/2412-8562-2019-5-2-78-89