СЕТЕВОЕ ОБЩЕСТВО И ЕГО РЕАЛИИ: ЦИФРОВОЙ ЭТИКЕТ
https://doi.org/10.32603/2412-8562-2019-5-2-24-34
Аннотация
Рассматриваются подходы к анализу сетевого общества, основные черты, тенденции его становления и развития. Основу сетевого общества составляют Интернет и инфраструктура социальных и медиа-сетей, трансформирующие социальную реальность и способы социальных коммуникаций на индивидуальном, групповом и глобальном уровнях. Формирование нового социального порядка с необходимостью предполагает и формирование новой социальной культуры – цифровой культуры как смыслообразующего и регулятивного компонента сетевого общества. Важной составляющей цифровой культуры, определяющей ценностные установки и нормативы для участников сетевых коммуникаций на всех уровнях взаимодействия, является цифровой этикет. В статье анализируются специфика и функции цифрового этикета и как вида поведенческой культуры в виртуальной среде, и как одного из способов обретения индивидуальной свободы самовыражения с учетом интересов Другого. Показаны роль и значение этикета как исторически сложившегося нормативно-этического регулятора социальных отношений в становлении и развитии сетевого общества.
Об авторах
Р. И. МаминаРоссия
Мамина Раиса Ильинична - д-р филос. наук, профессор кафедры философии
Е. Е. Елькина
Россия
Елькина Елена Евграфовна - канд. филос. наук, доцент факультета технологического менеджмента и инноваций
Список литературы
1. Капра Ф. Скрытые связи/ пер. с англ. М.: София, 2004.
2. Castells M. The Information Age: Economy, Society, and Culture. Oxford: Blackwell Publishers. 2nd. 2010.
3. Кастельс М. Становление общества сетевых структур. Новая постиндустриальная волна на Западе: антология/ под ред. В. М. Иноземцева. М.: Akademia, 1999.
4. Балаян А. А., Томин Л. В. Современные дискуссии о сетевых организациях и сетевом взаимодействии. Методология анализа и проблемы практического применения// Науч. тр. СЗИУ–филиал РАНХиГС. Т. 8, вып. 1 (28). С. 66–74.
5. Щекотихина А. В. Сетевые коммуникации в социальном пространстве киберкультуры// Актуальные проблемы социально-гуманитарного и научно-технического знания. 2014. №1 (2). С. 30-32.
6. Van Dijk J. The Network Society. Social Aspects of New Media. London: Sage Publications, 2006.
7. Добринская Д. Е. Социологическое осмысление Интернета: теоретические подходы к исследованию сети// Вестн. МГУ. Сер. 18. «Социология и политология». 2016. Т. 22, №3. С. 21–38.
8. Horizon 2020 – The EU Framework Programmefor Research and Innovation. URL: https://ec.europa.eu/programmes/horizon2020/en/area/ict-research-innovation (дата обращения 20.02.2018).
9. Мамина Р. И. Деловой этикет в системе имиджа: философско-культурологический анализ. СПб.: Петрополис, 2012.
10. Лукинова О. Как не бесить друг друга в Интернете. URL: https://snob.ru/entry/150669 (дата обращения: 26.02.2018).
11. Пащенко М., Элькин А. НеоЭтикет: новая грамотность в цифровом веке. Советы от технологических гурманов ПаЭль. URL: https://hitech.ua/blog/neoetiquet-novaya-gramotnost-vtsifrovom-veke-sovetyi-ot-tehnologicheskih-gurmanov-pael/ (дата обращения: 26.02.2018).
12. Апресян Р. Г. Этикет: энцикл. словарь. Этика/ под ред. Р. Г. Апресян, А. А. Гусейнова. М.: Гардарики, 2001.
13. Каган М. С. Философская теория ценности. СПб.: Петрополис, 1997.
Рецензия
Для цитирования:
Мамина Р.И., Елькина Е.Е. СЕТЕВОЕ ОБЩЕСТВО И ЕГО РЕАЛИИ: ЦИФРОВОЙ ЭТИКЕТ. Дискурс. 2019;5(2):24-34. https://doi.org/10.32603/2412-8562-2019-5-2-24-34
For citation:
Mamina R.I., Yelkina E.E. NETWORK SOCIETY AND ITS REALITIES: DIGITAL ETIQUETTE. Discourse. 2019;5(2):24-34. (In Russ.) https://doi.org/10.32603/2412-8562-2019-5-2-24-34