ГРАЖДАНСКАЯ СУБЪЕКТНОСТЬ МОЛОДЕЖИ: ОТ АНАЛИЗА КОНЦЕПЦИИ К ОЦЕНКЕ И КОРРЕКЦИИ СИТУАЦИИ
https://doi.org/10.32603/2412-8562-2019-5-2-3-15
Аннотация
Посвящается социально-философской концептуализации феномена гражданской субъектности, выработке и проверке теоретических оснований, способствующих дальнейшей операционализации данного понятия. В том числе представлена уточненная модель гражданской субъектности, на основании которой систематизировано понятийное поле исследования. Продемонстрированы результаты апробации предложенной теоретической модели на уровне эмпирического исследования (интервью), проведенного в августе-октябре 2017 г. в г. Екатеринбурге. На основании полученных качественных данных зафиксированы доминирующие проблемы состояния гражданской субъектности опрошенных, определены соответствующие векторы преобразования в области работы с такой молодежью, что демонстрирует прикладные возможности предложенных теоретических установок.
Ключевые слова
Об авторе
И. А. СимоноваРоссия
Симонова Ирина Александровна - канд. филос. наук, доцент кафедры акмеологии и психологии среды
Список литературы
1. Нарыкова С. П. Правовое государство и гражданское общество: мифы и проблемы (к вопросу о гражданском обществе) // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2013. №6. С. 35–38.
2. Политическое участие// Левада-центр. 01.04.2010. URL: https://www.levada.ru/2010/06/24/problema-obshhestvenno-politicheskogo-uchastiya/ (дата обращения: 12.06.2018).
3. В Кремле назвали «естественным» рост числа протестных акций// РБК. 07.11.2017. URL: http://www.rbc.ru/politics/07/11/2017/5a018fb29a7947faa7b87549 (дата обращения: 01.12.2018).
4. Гранина Н. Зачем прессовать подростков? // Лента.ру. 05.07.2017. URL: https://lenta.ru/articles/2017/04/05/miting/ (дата обращения: 27.11.2018).
5. Чеповская А., Гранина Н. Движуха, которой раньше не было// Лента.ру. 28.03.2017. URL: https://lenta.ru/articles/2017/03/28/protest/ (дата обращения: 25.11.2018).
6. Омельченко Е. Что представляют собой современные молодежные субкультуры? // Центр молодежных исследований. 22.05.2017. URL: https://spb.hse.ru/news/206149626.html (дата обращения: 15.11.2018).
7. Волков Д. Чем российская молодежь отличается от своих родителей// Ведомости. 2018. 5 дек. URL: https://www.vedomosti.ru/opinion/articles/2018/12/05/788410-rossiiskaya-molodezh (дата обращения: 10.01.2019).
8. Demarco L. The difference between civil and civic // Keynote speech to DTA Conference. 16.06.2008. URL: https://senscot.net/the-difference-between-civil-and-civic/ (дата обращения: 01.12.2018).
9. Garrigues Ju. What is the Difference between Citizen Engagement and Participation? URL: https://www.citizenlab.co/blog/civic-engagement/what-is-the-difference-between-citizen-engagement-andparticipation/ (дата обращения: 01.05.2018).
10. Boyte H. C. Everyday Politics Reconnecting Citizens and Public Life / Univ. of Pennsylvania Press, 2005.
11. Ludden A. B. Engagement in school and community civic activities among rural adolescents // J. Youth Adolesc. 2011. No 40 (9): 1254–1270. DOI: 10.1007/s10964-010-9536-3.
12. Thacker Е. Networks, Swarms, Multitudes // Communication Theory. 18.05.2004. URL: http://www.ctheory.net/articles.aspx?id=422 (дата обращения: 01.05.2018).
13. Thacker Е. Networks, Swarms, Multitudes // Communication Theory. 18.05.2004. URL: http://www.ctheory.net/articles.aspx?id=423 (дата обращения: 01.05.2018).
14. Busse В., Hashem-Wangler A., Tholen J. Two Worlds of Participation: Young People and Politics in Germany // The Sociological Rev. 2015. Vol. 63, iss. 2. P. 118–140.
15. Sloam J. New Voice, Less Equal. The Civic and Political Engagement of Young People in the United States and Europe // Comparative Political Studies (CPS). 2014. Vol. 47, iss. 5. P. 663–688.
16. Егоров И. В. Гражданское мировосприятие и мировоззрение личности: сходство, различия, диагностика// Ежегодник научно-методологического семинара «Проблемы психолого-педагогической антропологии»: сб. науч. ст. / отв. ред. И. В. Егоров, Л. Б. Филонов. СПб.: НИЦ АРТ. 2015. №5. С. 54–62.
17. Алексеев В. Н. Гражданская компетентность – социально востребованное качество образования// Формирование гуманитарной среды в вузе: инновационные образовательные технологии. Компетентностный подход. 2013. Т. 4. С. 36–39.
18. Шикова Р. Ю. Гражданская общероссийская идентичность(социологический аспект) // Вестник АдыгГУ. Серия 1. Регионоведение: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология. 2009. №1. С. 111–116.
19. Соловьев А. Культура гражданственности. К новой парадигме// Свободная мысль. 1992. №7. С. 61–71.
20. Горный М. Б. Некоммерческие организации как субъекты гражданского участия// Публичная политика в современной России: субъекты и институты: сб. ст. / отв. ред. и сост. Н. Ю. Беляева. М.: ТЕИС, 2006. С. 219–230.
21. Акимова М. К. Интеллект и гражданская активность студентов: образование как фактор их формирования// Обучение и развитие: современная теория и практика: материалы XVI Междунар. чтений памяти Л. С. Выготского. М.: Левъ, 2015. С. 14–26.
22. Макаренко А. С. Гражданская инициатива как фактор развития гражданского общества// Система ценностей современного общества. 2014. №35. С. 97–101.
23. Основы государственной молодежной политики на период до 2025 г. Правительство РФ. М., 2014. URL: https://rg.ru/2014/12/08/molodej-site-dok.html (дата обращения: 01.12.2018).
24. Щепочкин Н. С. Активная гражданская позиция молодежи как фактор становления ее субъектности// Власть и управление на Востоке России. 2011. №3. С. 213–220.
25. Ольховая Т. А., Гаврилова Н. А. Субъектность как основа становления гражданской позиции студентов университета// Современные проблемы науки и образования. 2016. №2. С. 257–266.
26. Ольховая Т. А. Становление субъектности студента университета: дис. … д-ра пед. наук/ ОренбГУ. Оренбург, 2006.
27. Clarke O. E. Virtuous Vice: Homoeroticism and the Public Sphere. Durham: Duke University Press, 2000.
28. Levine D. P. The Capacity for Civic Engagement: Public and Private Worlds of the Self. Palgrave Macmillan, 2011.
29. Frank J. «Besides Our Selves»:An Essay on Enthusiastic Politics and Civil Subjectivity // Public Culture. 2005. Vol. 17, iss. 3. P. 371–392. DOI: 10.1215/08992363-17-3-371.
30. Красавин И. В. Политическая экономия социальной системы: связи, отношения, организация// Полития. 2017. №1 (84). С. 72–93.
31. Алексеева А. В. Гражданская субъектность в России: опыт и проблемы формирования// Теория и практика общественного развития. 2010. №4. С. 161–164.
32. Fahmy E. Young Citizens. Young People's Involvement in Politics and Decision Making. London: Routledge, 2006.
33. Social Activity of Youth in Social and Cultural Measurement / D. Yeshpanova, G. Narbekova, N. Biyekenova, J. Kuchinskaya, O. Mukanova // Procedia, Social and Behavioral Sciences. 2014. №140. P. 109–144.
Рецензия
Для цитирования:
Симонова И.А. ГРАЖДАНСКАЯ СУБЪЕКТНОСТЬ МОЛОДЕЖИ: ОТ АНАЛИЗА КОНЦЕПЦИИ К ОЦЕНКЕ И КОРРЕКЦИИ СИТУАЦИИ. Дискурс. 2019;5(2):3-15. https://doi.org/10.32603/2412-8562-2019-5-2-3-15
For citation:
Simonova I.A. CIVIL SUBJECTIVITY OF YOUTH: FROM CONCEPTUAL ANALYSIS TO ASSESSING AND IMPROVING THE SITUATION. Discourse. 2019;5(2):3-15. (In Russ.) https://doi.org/10.32603/2412-8562-2019-5-2-3-15