Особенности создания и потребления музыки в эпоху стриминговых платформ
https://doi.org/10.32603/2412-8562-2025-11-4-76-87
Аннотация
Введение. В статье обсуждаются особенности современных методов создания и распространения музыки, а также их влияние на формирование музыкальных вкусов и предпочтений у молодежной аудитории. Особое внимание уделено стриминговым сервисам на основе предположения, что их распространенность коренным образом изменяет процесс создания, дистрибуции и потребления музыки.
Методология и источники. В качестве источников используются работы современных зарубежных и отечественных специалистов в области социологии музыки, культорологии и масс-медиа. Также анализируются мнения экспертов, занимающихся распространением музыкальных произведений, и музыкальных журналистов. Эмпирическую часть статьи составило анкетирование российской молодежи в возрасте от 17 лет до 21 года. Выбор данной аудитории обусловлен двумя причинами: особая привязанность к музыке обычно фиксируется у молодых людей в силу особенностей их психического и социального развития; прирост аудитории стриминговых сервисов происходит в основном за счет молодой аудитории. Используется теория социальных представлений С. Московичи в том смысле, что оценка представлений респондентов о музыке может рассматриваться как характеристика поколения зуммеров.
Результаты и обсуждение. Эксперты отмечают, что в эпоху стриминговых платформ значительные изменения происходят не только в технологиях распространения музыкальных произведений, но и в записи музыки и восприятии ее слушателями. Музыкальные предпочтения формируются искусственным интеллектом, что, с одной стороны, расширяет кругозор слушателя, с другой стороны, ограничивает его в узнавании радикально нового. Теряется связь между слушателем и личностью исполнителя, возникает феномен фейковых артистов, отношение к музыке становится более потребительским, музыкальные произведения подстраиваются под специфику стриминговых платформ. Эти и другие тенденции рассматриваются в зеркале восприятия молодых слушателей.
Заключение. Исследование позволило сделать следующие выводы: стриминговые платформы задают основу управления музыкальными вкусами, но пока не формируют их полностью; популярная музыка становится в последнее время менее интересной; популяризация современных музыкальных произведений связана в меньшей степени с изысканностью их звучания или музыкальной составляющей, и в большей – с модными трендами, витриной которых являются социальные сети, предлагающие короткие вертикальные видео.
Об авторе
Е. А. ПашковскийРоссия
Евгений Александрович Пашковский – кандидат политических наук (2013), доцент кафедры социологии и политологии
ул. Профессора Попова, д. 5Ф, Санкт-Петербург, 197022.
Автор более 40 научных публикаций.
Сфера научных интересов: социология музыки, социология повседневности, социология эмоций, социальная психология, межличностная коммуникация.
Список литературы
1. Таниева Г. М. Музыка как фактор формирования музыкальной идентичности у молодежи // Современные исследования социальных проблем. 2014. № 3 (35). DOI: 10.12731/2218-7405-2014-3-11.
2. Напреенко И., Рондарев А. Практики музыкального потребления россиян. Основные особенности и тренды. М.: Ин-т исследований культуры НИУ ВШЭ, 2022.
3. Бояринов Д., Кандаурова Л. Фирма. 100 пластинок «Мелодии». 2-е изд. М.: Композитор, 2024.
4. Morris J. W. Music Platforms and the Optimization of Culture // Social Media + Society. 2020. Vol. 6, iss. 3: 205630512094069. DOI: 10.1177/2056305120940690.
5. Modern music is continually getting worse – and won’t stop doing so anytime soon // SacSchoolBEAT.com. URL: https://sacschoolbeat.com/2085/opinion/modern-music-is-continually-getting-worse-and-wont-stop-doing-so-anytime-soon/#:~:text=What%20the%20researchers%20found%20is,now%20favored%20over%20sound%20quality) (дата обращения: 01.06.2025).
6. Felton J. Music Is Becoming Less Complex Over Time, And We Don't Really Know Why // IFLScience. URL: https://www.iflscience.com/music-is-becoming-less-complex-over-time-and-we-dont-really-know-why-77840 (дата обращения: 01.06.2025).
7. Haynes G. Speed of sound – How Spotify killed the long intro // The Guardian. 04.10.2017. URL: https://www.theguardian.com/music/shortcuts/2017/oct/04/spotify-song-intro-streaming-arctic-monkeys-led-zeppelin (дата обращения: 01.06.2025).
8. Goldman A. Vulfpeck made serious bank from sleepify // In TLDR. 03.04.2014. URL: https://www.wnyc.org/story/20-silence/ (дата обращения: 01.06.2025).
9. Большие дяди или маленькие цифры. Как стриминги меняют музыку – к лучшему или худшему? // Афиша Daily. 28.01.2025. URL: https://daily.afisha.ru/music/28668-bolshie-dyadi-i-malenkie-cifry-kak-strimingi-menyayut-muzyku-k-luchshemu-ili-hudshemu/ (дата обращения: 01.06.2025).
10. Pollock E. What You Need to Know About the TikTok Algorithm to Go Viral in 2025 // Agorapulse. 26.05.2025. URL: https://www.agorapulse.com/blog/tiktok/tiktok-algorithm/#:~:text=Unlike%20algorithms%20on%20other%20social,you%20can%20still%20go%20viral (дата обращения: 01.06.2025).
Рецензия
Для цитирования:
Пашковский Е.А. Особенности создания и потребления музыки в эпоху стриминговых платформ. Дискурс. 2025;11(4):76-87. https://doi.org/10.32603/2412-8562-2025-11-4-76-87
For citation:
Pashkovsky E.A. Features of Music Creation and Consumption in the Era of Streaming Platforms. Discourse. 2025;11(4):76-87. (In Russ.) https://doi.org/10.32603/2412-8562-2025-11-4-76-87