Топология этоса: антропологическое прочтение феномена Дома
https://doi.org/10.32603/2412-8562-2023-9-6-29-43
Аннотация
Введение. Цель статьи – рассмотреть в философско-антропологическом аспекте феномен Дома, показать перспективность исследования топологии человеческой экзистенции в форме ближайшего окружения и повседневных практик, заданных через этос как имманентной нормы человеческой экзистенции. Для этого предпринимается попытка определить границы Дома как пространства самостояния человека, а этоса – как условия возможности понимающей коммуникации и связи индивида и внешнего его окружения, что позволяет вернуться к концептуальному рассмотрению предельных оснований человеческой экзистенции.
Методология и источники. Осуществляется попытка на основе критического анализа неклассической и постклассической философии (феноменология, экзистенциализм, структурализм) рассмотреть процесс деконструкции оснований человеческой экзистенции. Опираясь на такие понятия, как «жизненный мир» Э. Гуссерля, «Dasein» М. Хайдеггера, исследования пространства бытия человека М. Мерло-Понти и У. Эко, определения этоса П. Бурдье, определяются основные границы феномена Дома, который таким образом вводится в дискурс философской антропологии.
Результаты и обсуждение. Феномен Дома, рассматриваемый в антропологическом аспекте, позволяет интерпретировать цель цивилизационного процесса как «одомашнивание» бытия, строительство «обитаемого мира», в котором человек получает возможность реализовать свою экзистенцию в событии со своими другими. Жизненный мир складывается как постоянное движение обитателей Дома, их деятельное, понимающее общение в границах общего пространства и общего образа жизни, его форм и правил, т. е. общего этоса.
Заключение. Условием человеческого способа бытия, предельным его основанием
можно рассматривать Дом как имеющую свою топологию общность Я и своих других, отношения между которыми заданы уникальным этосом.
Ключевые слова
Об авторе
Е. Л. РазоваБеларусь
Разова Елена Леонидовна – кандидат философских наук (2004), доцент кафедры системного программирования и компьютерной безопасности
ул. Ожешко, д. 22, Гродно, 230023
Список литературы
1. Разова Е. Л. Антропологические основания человеческой экзистенции // Регионалистика. Гродно: Изд-во ГрГУ, 2009. С. 37–60.
2. Разова Е. Л. Дом. Экзистенциальное пространство человека // Альманах «Vita Cogitans». 2002. Вып. 1, № 1. C. 206–220.
3. Гуссерль Э. Картезианские размышления / пер. с нем. Д. В. Скляднева. СПб.: Наука: Ювента, 1998.
4. Хайдеггер М. Бытие и время / пер. с нем. В. В. Бибихина. М.: Ad Marginem, 1997.
5. Мерло-Понти М. Феноменология восприятия / пер. с фр. Д. Калугина, Л. Корягина, А. Маркова, А. Шестакова. СПб.: Ювента: Наука, 1999.
6. Эко У. Отсутствующая структура. Введение в семиологию / пер. А. Г. Погоняйло, В. Г. Резника; под общ. ред. М. Г. Ермакова. СПб.: Петрополис, 1998.
7. Разова Е. Л. Дом: место социального и культурного становления человека: дис. … канд. филос. наук / СПбГУ. СПб., 2004.
8. Разова Е. Л. Этос как пространство понимания Другого // Веснік Гродзенскага дзяржаўнага ўніверсітэта імя Янкі Купалы. Сер. 1.: Гісторыя і археалогія. Філасофія. Паліталогія. Гродно: ГрГУ. 2018. Т. 10, № 3. С. 65–71.
9. Шютц А. Смысловая структура повседневного мира: очерки по феноменологической социологии / пер. с англ. А. Я. Алхасова, Н. Я. Мазлумяновой. М.: Ин-т Фонда «Обществ. мнение», 2003.
10. Хайдеггер М. Письмо о гуманизме // Время и бытие: статьи и выступления / пер. с нем. В. В. Бибихина. М.: Республика, 1993. C. 192–220.
11. Лосев А. Ф. История античной эстетики: итоги тысячелетнего развития: в 2 кн. Кн. 2. М.: Искусство, 1994.
12. Теннис Ф. Общность и общество. Основные понятия чистой социологии / пер с нем. Д. В. Скляднева. СПб.: Владимир Даль, 2002.
13. Фуко М. История сексуальности III. Забота о себе / пер. с фр. Т. Н. Титовой и О. И. Хомы. Киев: Дух и литера: Грунт; М.: Релф-бук, 1998.
14. Фуко М. Герменевтика субъекта: курс лекций, прочитанных в Коллеж де Франс в 1981– 1982 учебном году / пер. с фр. А. Г. Погоняйло. СПб.: Наука, 2007.
15. Бурдье П. Социология политики / общ. ред. Н. А. Шматко; пер. с фр. Е. Д. Вознесенской и др. М.: Socio-Logos, 1993.
16. Хабермас Ю. Моральное сознание и коммуникативное действие / пер. с нем.; под ред. Д. В. Скляднева. СПб.: Наука, 2001.
17. Левинас Э. Избранное. Тотальность и Бесконечное / пер. с фр. И. С. Вдовина и др. М.; СПб.: Университетская книга, 2000.
18. Разова Е. Л. Разрушение этоса как причина кризиса личностной, социальной и культурной идентичности // Веснік Гродзенскага дзяржаўнага ўніверсітэта імя Янкі Купалы. Сер. 1. Гісторыя і археалогія. Філасофія. Паліталогія. 2017. Т. 9, № 3. С. 86–93.
19. Бубер М. Проблема человека // Два образа веры / пер. с нем. Ю. С. Терентьева; под ред. П. С. Гуревича, С. Я. Левит, С. В. Лёзова. М.: Республика, 1995. C. 157–232.
20. Вальденфельс Б. Мотив чужого / пер. с нем. О. Шпарага. Минск: Пропилеи, 1999.
21. Подорога В. А. Метафизика ландшафта. М.: Наука, 1993.
22. Разова Е. Л. Насущность этоса // Альманах «Vita Cogitans». 2003. Вып. 3, № 3. С. 174–191.
Рецензия
Для цитирования:
Разова Е.Л. Топология этоса: антропологическое прочтение феномена Дома. Дискурс. 2023;9(6):29-43. https://doi.org/10.32603/2412-8562-2023-9-6-29-43
For citation:
Razava A.L. Topology of Ethos: Anthropology Study of the Phenomenon of Home. Discourse. 2023;9(6):29-43. (In Russ.) https://doi.org/10.32603/2412-8562-2023-9-6-29-43