Блюз как символическое сопротивление и репрезентация контркультурных групп в США в конце XIX – начале XX вв.
https://doi.org/10.32603/2412-8562-2022-8-1-105-122
Аннотация
Введение. В статье рассматривается музыкальная традиция блюза с позиции использования создателями этой формы культуры символических репрезентаций, которые формировали уникальное «скрытое послание», транслируемое определенными социокультурными группами, жившими и творившими в определенной исторической эпохе. Поскольку блюзовая традиция в США берет свое начало в негритянских общинах, то с точки зрения самопрезентации представителей этой группы доминирующей культуре можно говорить о музыке этого социально-культурного периода американской истории как инструменте донесения «скрытых посланий».
Методология и источники. Методологию и теорию составляет сравнительно-историческая методология в контексте изучения отношения господства и подчинения между группами и отдельными индивидами. Все подчиненные группы используют стратегии сопротивления, которые остаются незамеченными вышестоящими группами. Открытое, публичное взаимодействие между господствующими и угнетенными группами определяется термином «публичная декларация», а критику власти, которая происходит вне сцены, – «скрытым посланием». Формы скрытых посланий являются зашифрованными демонстрациями угнетаемых групп с целями сопротивления и противопоставления себя, своего образа жизни и трудностей неравенства группам доминантам.
Результаты и обсуждение. В контексте любых отношений господства-подчинения формировались пространства автономии угнетенных расовых и социальных групп, в которых имелась возможность для самовыражения как актах сопротивления существующему неравенству, что находило выражение в песнях, народных сказках, одежде, языке и религиозном самовыражении. Разработка скрытых посланий зависит не только от создания относительно неконтролируемых физических мест и свободного времени, но и от активных человеческих агентов, которые их создают и распространяют. Носители, скорее всего, будут столь же социально маргинальными, как и места, где они собираются.
Заключение. Угнетенные или маргинализированные группы создают не просто свое искусство и культуру как социальной группы, оказавшейся в определенном культурном контексте, но культуру интеграции в общество, а также культуру взаимодействия с социальной иерархией, в которой, эти группы имеют довольно низкое положение. Группы, исключенные из процесса принятия решений, или же слабо вовлеченные в него, вырабатывают свои модели демонстрации своего присутствия в социуме, а также пытаются донести их содержание до всех остальных представителей общества, будь то близкие или далекие по статусу и иерархическому устройству группы и индивиды.
Об авторе
М. П. ЗамотинРоссия
Замотин Максим Павлович – старший преподаватель кафедры социологии и политологии
ул. Профессора Попова, д. 5-Ф, Санкт-Петербург, 197022
Список литературы
1. Scott J. C. Domination and the Arts of Resistance. Hidden Transcripts. NH; London: Yale Univ. Press, 1990.
2. Osofsky G. Puttin 'on Ole Massa: The Slave Narratives of Henry Bibb, William Wells, and Solomon Northrup. NY: Harper & Row, 1969.
3. Patterson O. Slavery and Social Death: A Comparative Study. Cambridge, MA: Harvard Univ. Press, 1982.
4. Raboteau A. J. Slave Religion: The «Invisible Institution» of the Antebellum South. NY: Oxford Univ. Press, 1978.
5. Sennett R., Cobb J. The Hidden Injuries of Class. NY; London: W. W. Norton & Company, 1993.
6. Hobbis G., Hobbis S. «Mon Dieu», Bourdieu: The Magic of the Academy and its Ancestral Cults // Anthropologica. 2013. Vol. 55, № 2. P. 441–453.
7. Gell A. Technology and Magic // Anthropology Today. 1988. Vol. 4, № 2. P. 6–9. DOI: https://doi.org/10.2307/3033230.
Рецензия
Для цитирования:
Замотин М.П. Блюз как символическое сопротивление и репрезентация контркультурных групп в США в конце XIX – начале XX вв. Дискурс. 2022;8(1):105–122. https://doi.org/10.32603/2412-8562-2022-8-1-105-122
For citation:
Zamotin M.P. Blues as a Symbolic Resistance and Representation of Countercultural Groups in the United States in the late 19 – early 20 centuries. Discourse. 2022;8(1):105–122. (In Russ.) https://doi.org/10.32603/2412-8562-2022-8-1-105-122