Preview

Дискурс

Расширенный поиск

Музыка как объект исследования культурной антропологии Джорджем Херцогом

https://doi.org/10.32603/2412-8562-2020-6-1-49-61

Аннотация

Введение. Статья посвящена определению места музыкологии в пространстве осмысления теоретических, методологических и практических проблем исследования в антропологии музыки. Цель статьи – освещение исследовательской деятельности Джорджа Херцога, изучавшего музыку как культурную и социальную категорию примитивных народов и развивавшего дисциплину «этномузыковедение». Благодаря его усилиям изучение народной «примитивной» музыки вышло за рамки музыковедения и разнообразило предметную область культурной антропологии. Актуальность данного исследования обусловлена тем, что имя Дж. Херцога и его взгляды недостаточно известны в России, кроме специализированных областей и отсылок к его работам в этнографических публикациях.

Методология и источники. В качестве методологической основы использованы сравнительно-историческая методология и структурно-функциональный метод для изучения научных текстов и последующей обработки и обобщения теоретических построений Дж. Херцога. Также для понимания контекста времени и раскрытия интеллектуального генезиса ученого применялся биографический метод.

Результаты и обсуждение. Проведена работа по выявлению малоизвестных взглядов на музыку как явление в культурно-антропологической традиции музыкологии, описана интеграция методологий и проблем исследования культурно-исторической школы и этномузыковедения в США в XX в. Рассмотрены вопросы этномузыковедения и антропологии музыки в контексте научной деятельности американского этномузыковеда-исследователя Дж. Херцога. Представлен научный генезис Херцога как исследователя народной «примитивной» музыки. Дж. Херцог использовал методы транскрипции и звуковой анализ в сочетании с теориями и методами школы Ф. Боаса, которые включали в себя концепцию диффузии и метод полевой работы.

Заключение. Междисциплинарность подхода в использовании методов для фиксации и интерпретации музыкального материала в этномузыкологических исследованиях Дж. Херцога позволила преодолеть эволюционную линейную методологию изучения музыкальной культуры примитивных народов и обратить внимание на контекст исполнения и исполнителей. Этот междисциплинарный подход находит отклик во многих этномузыкологических исследованиях и сегодня.

Об авторе

М. П. Замотин
Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет «ЛЭТИ» им. В. И. Ульянова (Ленина)
Россия

Замотин Максим Павлович – старший преподаватель кафедры социологии и политологии. Автор 23 научных публикаций. Сфера научных интересов: социология культуры, социальная и культурная антропология.

ул. Профессора Попова, д. 5, Санкт-Петербург, 197376



Список литературы

1. Boas F. Poetry and Music of Some North American Tribes // Science. 1887. Iss. 220. P. 383–385. DOI: 10.1126/science.ns-9.220.383.

2. Boas F. A Journey in Cumberland Sound on the West Shore of Davis Strait in 1883 and 1884 // J. of the American Geographical Society of New York. 1884. Vol. 16. P. 242–272.

3. Seeger Ch. Studies in Musicology 1935–1975. Berkeley: Univ. of California Press, 1977.

4. Malinowski B. Coral Gardens and Their Magic: The Language and Magic of Gardening. Vol. II. 1935. URL: https://archive.org/details/coralgardensandt031834mbp/page/n15 (дата обращения: 15.11.2019).

5. Nettl B. The Study of Ethnomusicology: Thirty-one Issues and Concepts. 2nd ed. Urbana: Univ. of Illinois Press, 2005.

6. Nettl B. Nettl’s Elephant: On the History of Ethnomusicology, Urbana, Springfield and Chicago: Univ. of Illinois Press, 2010.

7. Herzog G. Research in Primitive and Folk Music in the United States, a Survey. Bulletin № 24. Washington: American Council of Learned Societies, 1936.

8. Herzog G. Jabo Proverbs from Liberia: Maxims in the Life of a Native Tribe. London: Oxford Univ. Press, 1936.

9. Reed D. The Innovator and the Primitives: George Herzog in Historical Perspective // Folklore Forum. 1993. Vol. 26, iss. 1–2. P. 69–92.

10. Herzog G. Recording Primitive Music in Africa and America // The Folk-Song Society of the Northeast. 1934. P. 2–3.


Рецензия

Для цитирования:


Замотин М.П. Музыка как объект исследования культурной антропологии Джорджем Херцогом. Дискурс. 2020;6(1):49-61. https://doi.org/10.32603/2412-8562-2020-6-1-49-61

For citation:


Zamotin M.P. Music as a Research Object of Cultural Anthropology by George Herzog. Discourse. 2020;6(1):49-61. (In Russ.) https://doi.org/10.32603/2412-8562-2020-6-1-49-61

Просмотров: 877


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2412-8562 (Print)
ISSN 2658-7777 (Online)