Социальный портрет современного студента
https://doi.org/10.32603/2412-8562-2019-5-4-53-64
Аннотация
Введение. Социологические исследования социального портрета студенчества – актуальная проблема науки, приобретающая в последнее время особое значение для российских условий. Обусловлено это теми обстоятельствами, которые, с одной стороны, вытекают из особых характеристик студенчества как специфической социальной группы, для которой особенно актуальны проблемы успешной социализации, а с другой, продиктованы существенной зависимостью студенческой молодежи от факторов, которые формируются в политическом, экономическом и правовом пространстве различных регионов. В условиях социальных трансформаций и турбулентности практически всегда студенческая молодежь оказывается в более сложной ситуации, чем старшие поколения. В частности, целый ряд проблем возникает вследствие расхождений и нюансов социального восприятия действительности, которые складываются у студентов, в различной степени адаптированных к местным условиям нахождения вуза.
Методология и источники. Теоретический фундамент исследования составляют концепция молодежи как культурной группы, методология социологического исследования риска и социальной неопределенности, работы зарубежных и отечественных исследователей студенческой молодежи, в которых отражены различные аспекты социальной жизни студентов, в частности, итоги изучения влияния социальных факторов информационного пространства, новых феноменов молодежных субкультур и пр., что предполагает разработку новых стратегий социологического исследования социального портрета студенческой молодежи.
Результаты и обсуждение. Особые проблемы социализации студентов возникают в тех регионах страны, где складываются новые правовые и политические реалии. В сравнении с другими социальными группами в таких социальных пространствах молодым людям сложнее интегрироваться, включиться в новую действительность, так как привычные механизмы социализации, сформированные ранее, уже не работают, а как реализовать себя в новом социальном пространстве, не всем еще понятно. В частности, такие противоречия отчетливо видны в крымских реалиях, в университетской среде г. Севастополя. Цель социологического исследования, проведенного Центром социологических исследований СевГУ, состояла в изучении характеристик социального портрета студенческой молодежи Севастополя, в том числе по времени пребывания на полуострове различных групп студенчества. Для этого в рамках анализа выделены две группы молодежи, отличающиеся по периоду проживания в Севастополе: «коренная» – те, кто живет в Севастополе с рождения или переехал сюда в раннем возрасте, и «новая» – те, кто переехал в Севастополь после 2014 г. Результаты исследования позволили определить стратегические жизненные цели студенческой молодежи вуза, которые можно охарактеризовать как амбициозные: открытие собственного дела, приобретение автомобиля и жилья, обеспечение материального достатка, достижение карьерных успехов и самореализации.
Заключение. Большинство «коренной» молодежи и «новые» жители южной столицы России продемонстрировали отношение к Севастополю как к городу, который хочется вместе развивать. Данный факт был оценен как феномен социальной благодарности: молодое поколение, нашедшее в Севастополе возможность мирно жить и самореализовываться, связывает себя с городом, желая сделать его лучше. Проведенное исследование также подтверждает актуальность выделения среди студентов социально-демографических групп, отличающихся особенностями восприятия социальной реальности, обусловленными временем пребывания в данной социальной среде. В частности, это отмечается в более высокой степени готовности «старожилов» к практическому участию в изменениях социальной действительности – участию в общественной жизни, волонтерстве и пр.
Об авторах
О. В. ЯрмакРоссия
Ярмак Ольга Валерьевна – кандидат социологических наук (2004), доцент (2011), ведущий научный сотрудник Центра социологических исследований
ул. Университетская, д. 33, Севастополь, 299053
П. П. Дерюгин
Россия
Дерюгин Павел Петрович – доктор социологических наук (2002), профессор кафедры прикладной и отраслевой социологии
Университетская наб., д. 7/9, Санкт-Петербург, 199034
В. Е. Ярмак
Россия
Ярмак Вероника Евгеньевна – бакалавр (2019), студентка (1-й курс магистратуры) факультета социологии
Университетская наб., д. 7/9, Санкт-Петербург, 199034
Список литературы
1. Mead M. Culture and commitment: A study of the generation gap. N. Y.: Published for the American Museum of Natural History, Natural History Press, 1970.
2. Beck U. Risk society: towards a new modernity / transl. by M. Ritter. London: SAGE Publications Limited, 2012.
3. Beck U. Power in the Global Age. Cambridge: Polity Press, 2006.
4. Giddens A. Runaway World: How Globalization Is Reshaping Our Lives. London: Routledge, 2002.
5. Giddens A. Modernity and Self-Identity: Self and Society in the Late Modern Age. Stanford: Stanford Univ. Press, 1991.
6. Luhmann N. Theory of Society / transl. by R. Barrett. Stanford: Stanford Univ. Press, 2012. Vol. 1.
7. Горшков М. К., Шереги Ф. Э. Молодежь России: социологический портрет. М.: ЦСПиМ, 2010.
8. Чупров В. И., Зубок Ю. А., Уильямс К. Молодежь в обществе риска. 2-е изд. М.: Наука, 2003.
Рецензия
Для цитирования:
Ярмак О.В., Дерюгин П.П., Ярмак В.Е. Социальный портрет современного студента. Дискурс. 2019;5(4):53-64. https://doi.org/10.32603/2412-8562-2019-5-4-53-64
For citation:
Yarmak O.V., Deryugin P.P., Yarmak V.E. Social Portrait of a Modern Student. Discourse. 2019;5(4):53-64. https://doi.org/10.32603/2412-8562-2019-5-4-53-64