Preview

Дискурс

Расширенный поиск

Фейки о коронавирусе: коммуникативные технологии конструирования ложных сообщений

https://doi.org/10.32603/2412-8562-2021-7-4-79-91

Аннотация

Введение. Интерес к проблеме ложных (фейковых) новостей значительно возрос в ситуации пандемии коронавируса, когда потоки ложной информации рассматриваются как препятствие для реализации мер по борьбе с самой пандемией и ее последствиями. Авторы ставят задачу изучит ь работы, посвященные анализу конструирования и распознавания ложных новостей о COVID-19, уделяя особое внимание процедурам фактчекинга – проверки достоверности сведений, содержащихся в сообщении. Новизна авторского подхода заключается в использовании соде ржательного анализа фактчекингового ресурса для выявления коммуникативных технологий конструирования фейковых новостей о коронавирусе.

Методология и источники. В качестве теоретической рамки была использована информационная модель коммуникации К. Шеннона, структурирующая коммуникацию как процесс передачи информации и фиксирующая возможность шумов (искажений) на различных участках этого процесса. Эмпирической базой исследования послужил фактчекинговый ресурс, специализирующийся на выявлении фейков о коронавирусе (рассмотрено 47 единиц анализа за период с марта по май 2020 г.) .

Результаты и обсуждение. В результате исследования были идентифицированы конкретные коммуникативные технологии целенаправленного конструирования ложных новостей – искажения в канале коммуникации, искажения в коде (содержании) сообщения, искажения в источнике сообщения. Также были выявлены типы искажений, связанные с содержанием коммуникации – основанные на создании ложного контента, перекодировании информации (придани и ей новой интерпретации), редактировании оригинала. Были зафиксированы различная частотность применения этих технологий для данного объема единиц анализа, преобладание технологии искажения канала коммуникации.

Заключение. Авторы делают вывод о важности и актуальности темы конструирования фейковых новостей в ситуации продолжающейся пандемии COVID -19, демонстрируют продуктивность использования фактчекинговых ресурсов для выявления различных коммуникативных технологий конструирования ложных сообщений, что создает новые перспективы для их распознавания и противостояния им.

Об авторах

В. В. Василькова
Санкт-Петербургский государственный университет
Россия

Василькова Валерия Валентиновна – доктор философских наук (2000), профессор (2003), профессор кафедры социологии культуры и коммуникации. Автор 171 научной публикации. Сфера научных интересов: социология коммуникаций, социальная эпистемология, интернет-коммуникация, фрейм-анализ, методы изучения коммуникации.

Университетская наб., д. 7/9, Санкт-Петербург, 199034



П. А. Трекин
Санкт-Петербургский государственный университет
Россия

Трекин Павел Александрович – магистр социологических наук (2020). Автор 3 научных публикаций. Сфера научных интересов: компьютерная пропаганда.

Университетская наб., д. 7/9, Санкт-Петербург, 199034



Список литературы

1. Казун А. Д. Так ли страшен фейк? Ложные новости и их роль в современном мире // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2020. № 4. С. 162–175. https://doi.org/10.14515/monitoring.2020.4.791.

2. Василькова В. В. Глобализация лжи или диверсификация правды: информационные искажения в социальных сетях // Человек в глобальном мире: риски и перспективы / под ред. М. И. Фроловой. М.: КАНОН+, 2021. С. 268–280.

3. Klein D. O., Wueller J. R. Fake news: A legal perspective // Journal of Internet Law. 2017. Vol. 20, no. 10. P. 5–13.

4. Reedy J., Wells C., Gastil J. How Voters Become Misinformed: An Investigation of the Emergence and Consequences of False Factual Beliefs // Social S cience Quarterly. 2014. Vol. 95, no. 5. P. 1399–1418. URL: https://onlinelibrary.wiley.com/doi/full/10.1111/ssqu.12102 (дата обращения: 14.05.2021).

5. Combating Disinformation in A Social Media Age / K. Shu, A. Bhattacharjee, F. Alatawi et al. 2020. URL: https://arxiv.org/pdf/2007.07388.pdf (дата обращения: 14.05.2021).

6. Marchal N., Au H., Howard P. N. Coronavirus News and Information on YouTube: A Content Analysis of Popular Search Terms // COMPOR Data Memo. COVID -19 Series. 2020. Vol. 2020.3. URL: https://demtech.oii.ox.ac.uk/wp-content/uploads/sites/93/2020/04/COVID-19-YouTube-Memo.pdf (дата обращения: 14.05.2021).

7. Conspiracy in the Time of Corona: Automatic Detection of COVID -19 Conspiracy Theories in Social Media and the News / S. Shahsavari, P. Holur, T. Wang et al. // Journal of Computational Social Science. 2020. Vol. 3, no. 1. https://doi.org/10.21203/rs.3.rs-52079/v1.

8. The COVID-19 Social Media Infodemic / M. Cinelli, W. Quattrociocchi, A. Galeazzi et al. // Scientific Reports. 2020. Vol. 10, no. 1. https://doi.org/10.1038/s41598-020-73510-5.

9. Ferrara E. What Types of COVID-19 Conspiracies are Populated by Twitter Bots? // First Monday. 2020. Vol. 25, no. 6. https://doi.org/10.5210/fm.v25i6.10633.

10. Василькова В. В., Легостаева Н. И. Социальные боты в компьютерной пропаганде: серфинг на информационной волне коронавируса // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2020. № 6. С. 329–356. URL: https://doi.org/10.14515/monitoring.2020.6.1762.

11. Fighting COVID-19 misinformation on social media: Experimental evidence for a scalable accuracy nudge intervention / G. Pennycook, J. McPhe tres, Y. Zhang, D. G. Rand // Psychological Science. 2020. Vol. 31, no. 7. URL: https://ide.mit.edu/wp-content/uploads/2020/04/Covid-19-fake-news-ms_psyarxiv.pdf (дата обращения: 14.05.2021).

12. The Future of False information Detection on Social Media: New Perspectives and Trends / B. Guo, Y. Ding, L. Yao, Y. Liang, Z. Yu // ACM Computing Surveys. 2020. Vol. 53, no. 4. P. 1–36. https://doi.org/10.1145/3393880.

13. Automatic Detection of Fake News / V. Perez-Rosas, B. Kleinberg, A. Lefevre, R. Mihalcea // Proceedings of the 27th International Conference on Computational Linguistics. 20 18. P. 3391–3401. URL: https://arxiv.org/pdf/1708.07104.pdf (дата обращения: 14.05.2021).

14. Fake News Detection on Social Media: A Data Mining Perspective / K. Shu, A. Sliva, S. Wang et al. // ACM SIGKDD Explorations Newsletter. 2017. Vol. 19, iss. 1. P. 22–36. URL: https://arxiv.org/pdf/1708.01967v3.pdf (дата обращения: 14.05.2021).

15. Uscinski J. E., Butler R. W. The epistemology of fact checking // A Journal of Politics and Society. 2013. Vol. 25, iss. 2. P. 162–180. https://doi.org/10.1080/08913811.2013.843872 .

16. Marietta M., Barker D. C., Bowser T. Fact-Checking Polarized Politics: Does The Fact-Check Industry Provide Consistent Guidance on Disputed Realities? // The Forum. 2015. Vol. 13, no. 4. P. 577–596. https://doi.org/10.1515/for-2015-0040.

17. Wintersieck A. L. Debating the Truth: The Impact of Fact-Checking During Electoral Debates // American Politics Research. 2017. Vol. 45, no. 2. Р. 304–331. https://doi.org/10.1177/1532673X16686555.

18. Amazeen M. A. Checking the Fact-Checkers in 2008: Predicting Political Ad Scrutiny and Assessing Consistency // Journal of Political Marketing. 20 16. Vol. 15, no. 4. Р. 433–464. https://doi.org/10.1080/15377857.2014.959691.

19. Graves L., Nyhan B., Reifler J. The diffusion of Fact-checking: Understanding the growth of a journalistic innovation. Arlington, VA: American Press Institute , 2015.

20. Zarocostas J. How to fight an infodemic // The Lancet. 2020. Vol. 395, no. 1. P. 676. https://doi.org/10.1016/S0140-6736(20)30461-X.

21. Chen E., Lerman K., Ferrara E. Tracking Social Media Discourse About the COVID -19 Pandemic: Development of a Public Coronavirus Twitter Data Set // JMIR Public Health and Surveillance. 2020. Vol. 6, no. 2. https://doi.org/10.2196/19273.

22. ReCOVery: A Multimodal Repository for COVID -19 News Credibility Research / X. Zhou, A. Mulay, E. Ferrara, R. Zafarani // CIKM’20: Proceedings of the 29th ACM International Conference on Information and Knowledge Management. 2020. P. 3205–3212. https://doi.org/10.1145/3340531.3412880.

23. InfoTagion. URL: https://infotagion.com (дата обращения: 14.05.2020).

24. Factcheck: Is China making money from the COVID-19 outbreak? // InfoTagion. 2020. 21 April. URL: https://infotagion.com/factcheck-is-china-making-money-from-the-covid-19-outbreak/ (дата обращения: 14.05.2020).

25. Factcheck: Is the “Plandemic” video true? // InfoTagion. 2020. 12 May. URL: https://infotagion.com/factcheck-is-the-plandemic-video-true/ (дата обращения: 14.05.2020).

26. Factcheck: Is a London hospital filles with body bags of COVID-19 victims? // InfoTagion. 2020. 10 April. URL: https://infotagion.com/factcheck-is-a-london-hospital-filled-with-body-bags-of-covid-19-victims/ (дата обращения: 14.05.2020).

27. Factcheck: Is 5G causing the COVID-19 outbreak? // InfoTagion. 2020. 1 April. URL: https://infotagion.com/factcheck-is-5g-causing-the-covid-19-outbreak/ (дата обращения: 14.05.2020).

28. Factcheck: Did Vladimir Putin blame the West for spreading COVID -19? // InfoTagion. 2020. 12 April. URL: https://infotagion.com/factcheck-did-vladimir-putin-blame-the-west-for-spreading-covid-19/ (дата обращения: 14.05.2020).

29. Factcheck: Did Nobel Prize winner sat COVID-19 came from a lab? // InfoTagion. 2020. 4 May. URL: https://infotagion.com/factcheck-did-nobel-prize-winner-say-covid-19-came-from-a-lab/ (дата обращения: 14.05.2020).


Рецензия

Для цитирования:


Василькова В.В., Трекин П.А. Фейки о коронавирусе: коммуникативные технологии конструирования ложных сообщений. Дискурс. 2021;7(4):79-91. https://doi.org/10.32603/2412-8562-2021-7-4-79-91

For citation:


Vasilkova V.V., Trekin P.A. Fakes about Coronavirus: Communicational Technologies for Constructing False Messages. Discourse. 2021;7(4):79-91. (In Russ.) https://doi.org/10.32603/2412-8562-2021-7-4-79-91

Просмотров: 473


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2412-8562 (Print)
ISSN 2658-7777 (Online)